|
Болеславский - Смыслов Москва 1940 г.
О сделанном Болеславским ходе 54.Kd4 Белавенец пишет: «Последняя попытка. В случае 54...Kxg8 55.a4 белые проходят в ферзи». Действительно, если конь попытается ухватить пешку за хвост, то после шаха с с2 белый король встанет на с5, простирая могучие крыла над всей нижней половиной доски. Попытка поймать соперника на дешевую вилку с помощью унизительного Na1 парируется путем Kc4, и на следующем ходу пешка начинает триумфальный марш. Остановить ее не сможет ни забравшийся в угол конь, ни король, которому до вступления в квадрат не хватает одного хода. Смыслов, проведший трудную защиту, был точен до конца. Он не позарился на неприятельского коня, который в данный момент, в свою очередь, попался в ловушку на краю доски, а застопорил пешку на дальних подступах: 54...Nc2+ 55.Kc5 Na3. Дальше все понятно: белый король еще может столкнуть блокера с а3, но когда тот выберется на с6, игра в круговые догонялки будет продолжаться бесконечно, и как только пешка пересечет середину доски, ее уничтожат. Согласились на ничью.
Ни один нормальный практик не станет всерьез рассматривать взятие коня g8 при наличии такого четкого решения. Я тоже ничего не рассматривал, но в нашу эпоху иногда достаточно просто смотреть. То, что происходило на первой линии модуля, меня насторожило. Вторая и третья строчки не оставляли сомнений в оценке, а тут он словно бы не был уверен в победе. Поскольку количество оставшихся на доске фигур уже достигло заветной цифры, я не стал ломать голову и кликнул налимовскую таблицу. И взмолился: «Смилуйся, государыня Таблица! Движок мой совсем бестолковый, просвети ты меня, есть ли здесь мат, и на котором ходу».
И Таблица показала нечто волшебное, хоть ей, черствой и бесстрастной, это невдомек. После 54...Kxg8 55.a4 Nf3+ 56.Kd5 (казалось бы, и с этой стороны коню никак не перескочить через мощный организм предводителя вражеского войска)
черные спасаются путем 56...f4!! 57.gxf4 Nh4!! Теперь во всех вариантах конь пробирается на ферзевый фланг, по пути цепляя шахом белого короля. Например: 58.a5 (58.Ke6 Nf3 59.a5 Nd4+ 60.Kd5 Nb5) 58...Nf5 59.Kc6 (59.a6 Ne7+ 60.Kd6 Nc8+) 59...Nd4+ 60.Kb6 Nf5! 61.a6 Nd6, начиная ликующую пляску на полях c8, а7, b5, d6. Находка, разумеется, вошла в редакторские примечания к книге, но я, по установившейся с некоторых пор традиции, поделился ею и с постоянным автором ChessPro, гроссмейстером композиции из Одессы Сергеем Ткаченко. Ну, композиторы – известное дело, люди с фантазией. Как там: «...чуть крохотную пешку я заметил – Довольно с вас. У вас воображенье в минуту дорисует остальное». Уже минут через пятнадцать Сергей ответил в Скайпе, что «готов набросок с тематическим ложным следом». Дальше сочинение проверялось и шлифовалось, возникали и отбрасывались версии с разной вступительной игрой...Я во всем этом не участвовал, а через неделю получил вариант, который вы видите в начале заметки. Сергей сообщал, что успел предложить сочинение нескольким решателям – «дырок пока не обнаружили, всем нравится!» Пора, пожалуй, дать ему слово. Сейчас вы посмотрите этюд с комментариями Сергея Ткаченко, я только поясню, что для создания по-настоящему полнокровного произведения ему понадобилось обнаружить важный нюанс: если в позиции на предыдущей диаграмме черный король находится на h7, то великолепный пируэт коня, увы, не спасает.
Итак:
Выигрыш План белых – разменять слонов и привести в движение пешку «a». Тематически ложно торопливое 1.Be3?! Bxe3 2.Kxe3 Ng4+ 3.Kf4 Kg6 4.a5 Nf6 5.h7 (или 5.a6 Nd5+ 6.Ke5 Nb4! с равенством) 5...Kxh7 6.Kxf5 Ne8 7.a6 Nd6+ 8.Ke6 Nc8, ничья. Размен слонов нужно подготовить: 1.h7! Kg7 2.Bf6+!! Казалось бы, неплохо смотрится и 2.h8Q+?! Kxh8 3.Bf6+. Но после точного 3...Kg8!! 4.Bd4 Bxd4 5.Kxd4 Nf3+ 6.Kd5! f4! 7.gxf4 Nh4 8.a5 Nf5 9.a6 Ne7+ 10.Kd6 Nc8+ 11.Kc7 Na7 на доске теоретическая ничья. 2...Kxh7 3.Bd4! Bxd4 4.Kxd4 Nf3+ (или 4...Ng4 5.a5 Nf6 6.a6 Nd7 7.a7 Nb6 8.Kc5, и белые побеждают) 5.Kd5! f4! 6.gxf4 Nh4 7.a5 (упускает победу 7.Ke6? Kg6! 8.a5 Nf5 9.a6 Nd4+ и т.д.) 7...Nf5 8.a6 Ne7+ 9.Ke6! Соль стратегии белых: поле f7 свободно! (2.h8Q+?!) Выясняется, что после 9...Nc6 10.Kf7! Nd8+ белым таки удается продвинуть пешку «а» на клеточку вперед: 11.Kf8! Ne6+ 12.Ke7! Nc7 13.a7 Kg6 14.Kd7 (d8), выигрыш. А после 9...Nc8 10.Kf7! Nd6+ 11.Kf8 Nc8 12.f5 к призовому полю добирается уже пешка «f». ******************************************* Пока вдали от Москвы шел творческий процесс, мне в душу начали закрадываться подозрения, поскольку где-то на ранней стадии переговоров промелькнули слова «коллективный опус». В книге Сергея «Откровения шахматного странника» (пять звезд, настоятельно рекомендуется) я видел множество этюдов, сочиненных им в соавторстве с разными достойными и знаменитыми в композиторской среде людьми. И будучи уже довольно давно с ним знаком, представлял себе степень его щепетильности в такого рода вопросах. Действительность подтвердила опасения: в присланном файле над диаграммой красовалась надпись – «М.Ноткин, С.Ткаченко» . А вскоре были открыто произнесены слова поздравления с первым совместным этюдом. Прочтя все предшествующее, вы, дорогие читатели, уже осознали подлинную долю моего вклада в составление этой композиции. Я пытался возражать, заранее зная, что мой вялый протест обречен на неудачу. Я говорил, что если соблюдать все формальности, то в заголовке этюда должно стоять: «Болеславский, Смыслов, Белавенец, Барский, Ноткин, Налимов, Ткаченко. 1940-2012». Но конечно, понимал, что строгое композиторское сообщество воспримет это как непристойный гротеск. Сейчас любые возражения уже лишены смысла, так как опус послан на конкурс – Мемориал Лошинского и Умнова. Что ждет меня впереди? Явные и скрытые насмешки друзей и знакомых: «Да ты, брат, в композиторы заделался? Скоро ли в Альбом ФИДЕ попадешь?», «Эге, я думал, ты тупой, а ты этюды сочиняешь!», «Добрый день, маэстро, над каким замыслом сейчас работаете?» и т.п. Моя совесть чиста: я честно рассказал, как все было. Будь что будет – собираюсь с достоинством нести тяжкое бремя славы. Способ хоть как-то отвести душу я нашел в том, чтобы написать эту заметку под двумя фамилиями и не показывать Сергею до публикации на сайте – пусть вкусит свою порцию соавторства... Но согласитесь – отличный этюд мы с ним сочинили!
|