РЕШЕНИЯ
1) 1935 Белые матуют, но не ферзем, как можно было бы ожидать, а пешками. 1.Rxe6! (ошибочно 1.Qe7? Nxf4+ 2.Kh2 Nxg2) 1...fe 2.Qg7!! (2.Qe7? Kh6=) 2...Qxg7 (2...Qe3 3.Qxh8+-) 3.g4+ Kh6 4.g5+ Kh5 5.g4 #
2) 1935 1.Ra8! (цугцванг - неприятельская ладья вынуждена занять неудачное поле h6) 1...Rh6 2.Ra1! Rh8 3.Rg1 Ra8 4.Rg3! fg 5.fg #
3) 1962 Эффектная жертва двух фигур 1.Bc6+!? bc 2.Nd5! cd 3.a6 позволяет провести пешку в ферзи. Однако после 3...Qh5 4.a7 de 5.a8Q+ Kd7 6.Qxe4 Qc5+ 7.Kg2 h5 черные сохраняют неплохие надежды на спасение в ферзевом окончании без пешки. Сильнейший план связан с ловлей ферзя. 1.a6! ba 2.Bc6+ Kd8 3.Be8! Kxe8 4.Nd5 Kd8 (4...Qh5 5.Nf6+) 5.Nf4
4) 1935 Король черных в опасности, но приходится считаться с 1...Qf1+. 1.Raxb6! cb 2.Re7!! К пату приводит 2.Rxb6? Qf6+ (или 2...Qf1+ 3.Rb1 Qxb1+ 4.Kxb1). Зато сейчас угрожает 3.Re3 #, на 2...Qf1+ решает 3.Re1. 2...Qxe7 3.c3 со смертельной угрозой 4.Bc1#.
5) 1936 Вотава находит возможности игры на мат даже в спокойных на вид окончаниях. Чтобы добраться до неприятельского короля, белые расстаются со всеми своими пешками. 1.b5! cb 2.c6 dc 3.d7 (грозит 4.Bxg5+) 3...Bxd7 4.h4! gh 5.Bxh4, и черные беззащитны против угрозы 6.Kf6 и 7.Bg5#.
6) 1936 Матовая схема очевидна: c2-c4 и b2-b3#. 1.Rh3!! Выбор поля для ладьи определяется необходимостью помешать бегству короля из опасной зоны. Сейчас плохо 1...Kb5 2.Rxh6 . 1...gh 2.Qh8! (не сразу 2.c4? Qg3! ) 2...Qxh8 (2...Qe5 3.c4 Qe3 4.Qe8+! Qxe8 5.b3 #) 3.c4
7) 1951 Белые тактическими средствами обеспечивают проведение пешки "d" в ферзи. 1.d6 Be5! 2.Bb8! (грозит 3.d7) 2...Bf6 3.d7 Bd8 Безнадежно 3...a4 4.Bc7 a3 5.d8Q Bxd8 6.Bxd8 a2 7.Bf6 . Сейчас не проходит 4.g4+? Kg6 5.Bg3 ввиду 5...Kf7! 6.Bh4 Bxh4 7.Kxh4 Ke7 8.g5 Kxd7, и черный король в квадрате пешки "g". 4.Bg3! a4 5.Bh4! Bxh4 6.g4+
8) 1959 "Нормальными" средствами пешку a6 в ферзи не провести, как показывают варианты 1.Ra3? Rh5 2.a7 Rh8= и 1.Kxb2? Rxa5 2.Ra3 Rb5+ 3.Kc3 Rb8=. Поэтому белые используют идею перекрытия, проходящего в нескольких вариантах. 1.Rf3+! Ke7 В случае 1...Kg7 решает 2.Rf5!! gf 3.a7 или 2...Rg1+ 3.Kxb2 Rh1 4.Rf8! . 2.e5!! Rxe5 (2...Rh5 3.Rf8! ) 3.Re3! (а это другой типичный прием - отвлечение!) 3...Rxe3 4.a7
9) 1944 Дела белых, как будто, плохи - ведь пешку "a" не остановить. Надо обладать изощренной фантазией, чтобы обнаружить в безобидном на вид окончании идею игры на мат. 1.d3!! Важен точный порядок ходов. Проигрывает 1.e6? de 2.d3 e5!. 1...a3 2.e6! de Если 2...Kxe6, то 3.Kg6 a2 4.f4 a1Q 5.f5 #. 3.Be5! Kxe5 (3...a2 4.Bxd4 Kf4 5.Kg6 ) 4.Kg5 a2 5.f4 #
10) 1955 Ошибочно 1.Rhd8? Rxd6 2.Rxd6 e1Q 3.e7?! (лучше уж 3.Kc4) из-за 3...Qe3+!. В варианте 1.e7? e1Q 2.e8Q черных выручает 2...Qg3+! 3.Ka4 Qxd6=. 1.Rd2!! Rxd2 (1...e1Q 2.Rb2+ Kc1 3.Rc8+) 2.Rh1+ Rd1 3.Re1!! Rxe1 4.e7 Rd1 Не помогает 4...Kc1 5.e8Q Kd2 6.Qd8+ Ke3 7.Qb6+ Kd3 8.Qd6+ Ke3 9.Qg3+ с матом в два хода после 9...Kd2. 5.e8Q e1Q 6.Qg6+, и мат неизбежен.
11) 1937 Черные пешки не остановить. Как обычно у Вотавы, белые играют на мат, и ради этой цели эффектно жертвуют все свои фигуры. 1.Re3! b2 2.Bf5! gf 3.Rb5!! Rxb5 4.Re6!! Конечно, не 4.Kxf7? b1Q 5.Re8+ Kh7 6.g6+ Kh6 7.Rh8+ Kg5 8.g7 Qb3+. 4...fe 5.g6 e1Q (5...h4 6.g7+ Kh7 7.g8Q+ Kh6 8.Kf7) 6.g7+ Kh7 7.g8Q+ Kh6 8.Qg7#
12) 1937 Приблизить слона или коня к неприятельскому королю можно только через поле d4. Вопрос в том, какую фигуру пожертвовать, а какую сохранить. В случае напрашивающегося 1.Nd4? ed 2.Bxd4 черных спасает 2...Ba7! 3.Bxa7 Qb6! 4.Bxb6 - пат. 1.Bd4! ef! (1...ed 2.Nxd4 с неизбежным матом) 2.Bf2+ Kg5 3.Bh4+! Kxh4 4.Nd4 (угрожает 5.Nf3 #) 4...Kg5 5.Ne6+
13) 1937 1.Bh4 Be3 Белые защитились от 1...Bd8 #, но слон создал угрозу по другой диагонали (2...c4 #). 2.Bf2! Bxf2 3.Qf4 Nc4+! 4.Qxc4 Bd4 Что предпринять против перевода слона через f6 на d8? 5.h3!! Bf6 6.Qh4! Bxh4 - пат.
14) 1961 Бесполезно 1.Rh8+? (со слабой надеждой на 1...Kxh8? 2.Kf7 ) ввиду 1...Kg7 2.Rh7+ Kxg6 3.Rh3 Kf5 или 2.Ke7 a4 (2...f5 ). Проигрывает и 1.Ke7? Kg7 2.Rh7+ (2.Ke6 Kxh6; 2.Rh3 a4) 2...Kxg6 3.Rh3 Kf5 . 1.g7! f5 В случае 1...Kxg7 белые успевали уничтожить опасные пешки королевского фланга: 2.Rh3 Kg6 (или 2...f5) 3.Rxg3+ Kf5 4.Rh3 . Ничего не меняет 1...a4 2.Ke7 (грозит 3.Kxf6) 2...Kxg7 3.Rh3 a3 4.Rxg3+ Kh6 5.Rh3+ Kg5 6.Rxh2 a2 7.Rh1 . Зато теперь 2.Ke7? уже неопасно для черных: 2...Kxg7 3.Rh3 f4 4.Ke6 a4 5.Ke5 a3 6.Kxf4 a2 . 2.Rh7!! f4 3.Ke7 f3 4.Kf6 Kxh7 5.Kf7 f2 6.g8Q+ Kh6 7.Qg6 #
15) 1950 Как сплести матовую сеть вокруг черного короля? Надо вскрыть одни линии и перекрыть другие. 1.Nf6! gf 2.Be4!! de 3.Rg5! fg (на 3...Bxg5 следует тот же ответ) 4.Kg6
16) 1959 Несложно убедиться, что в вариантах 1.a3+? Ka5 2.Bxc5 Ba7 и 1.Rd1? Ba7 дать мат не удается. Напрашивается 1.a4!. К быстрому мату приводит 1...f3 2.a5 f2 3.Ra4 # или 1...Ka5 2.Bxc5 Ba7 3.b4 #. Вопрос лишь в том, как продолжить атаку после 1...a5. 2.Rc1!! Ba7 3.Bd4! (грозит 4.Bc3 #) 3...cd 4.c5 Bxc5 5.Rc4 #
17) 1952 Две белые фигуры под ударом, материальных потерь не избежать. 1.Ne5 Rd2+ 2.Ke3 Re2+ 3.Kd4 (3.Kf4? Rxe5 ) 3...Rxe5 4.Rf6!! Теперь 4...gf приводит к совершенно неожиданному пату в центре доски, а 4...Ra5 5.Rg6 - к утрате единственной пешки.
18) 1951 В случае 1.ba? h2+! 2.Kg2 Bf3+ 3.Kxh2 Bxd6+ 4.Kh3 Kxc4 черные сохраняют большой материальный перевес. 1.Rc5+! Kxb4 2.Rxh5 (2.Rxa5? h2+!) 2...Bg5! После 2...Rxh5 3.de Re5 4.Nc7 Re1+ 5.Kh2 пешка e7 косвенно защищена коневой вилкой на d5. А в варианте 2...Ra1+ 3.Kh2 Bxd6+ 4.Kxh3 Rxa8 5.Rxh4+ и 6.Rxh6 черные теряют последнюю пешку. Зато сейчас угрожает как 3...Rxa8, так и 3...Be3+. 3.Nc7 Be3+ 4.Kh1 Rxh5 5.d7 Bg5 6.Nd5+ Kc5 7.Nf4!=
19) 1952 Пешка "f" неизбежно станет ферзем. На этот раз заматовать противника белым не удается, приходится играть на пат. 1.Bb5!! ab 2.Nc4!! Неточно 2.Ra7+? Kb1 3.Nc4 ввиду 3...b4+!. 2...bc Конечно, не 2...f1Q? 3.Ra7+ Kb1 4.Nd2+ Kc1 5.Ra1 # 3.Ra7+ Kb1 4.Rb7+ Kc1 5.Rf7!! (или 5.Ra7 Bg6 6.Rf7!!) 5...Bxf7 - пат.
20) 1957 Две белые фигуры под боем. Несложно найти вариант 1.Rg8? Rd5+! 2.Ke4 (g4) Rxd7 3.Rxg7 f5+, и ладья теряется. 1.Rd8!! (угрожает 2.Ba4+) 1...Kd2 (1...Kc1 2.Rc8+; 1...Ke1 2.Re8+) Чего белые добились? На 2.f3? следует 2...Rd6 с решающим цугцвангом: 3.Kg4 Bf6 или 3.Rg8 Rd5+! и 4...Rxd7 . 2.Rg8! Rd5+ 3.Ke4 (g4) Rxd7 4.Rxg7 f5+ 5.Kf3! Rxg7 - пат. Вот зачем надо было привлечь черного короля на d2!
21) 1938 Ладейный эндшпиль труден для белых. Показателен вариант 1.Kg7? Re8 2.Rc1!? h3! 3.Rxc5 h2 4.Rc1 Rxe3 5.Kf6 f4 6.Kf5 (не лучше 6.Rh1 Re2 7.Kf5 f3 8.Kf4 f2 9.Kf3 Re1 ) 6...f3 7.Kf4 Rc3! 8.Rb1 f2 9.Kg4 Rb3 10.Rf1 Kxb7 . 1.e4!! fe 2.Kg7 Rh5 (2...Re8 3.Kf7 Re5 4.Kf6 Rh5 5.Kg6, и т.д.) 3.Kg6 Re5 4.Kf6 Re8 5.Kf7 Rh8 6.Kg7= Необычная картина: ладья, преследуемая королем, мечется по углам квадрата e8-h8-h5-e5 и не в силах вырваться на свободу.
22) 1952 Проходная пешка черных очень сильна. В случае 1.Rb1? выигрывает как 1...Rd4, так и 1...Rc4. На 1.Ng8+? можно отступить королем и на h5, и на g6. В случае 1.Rd3? решает 1...Rh4+! 2.Kg2 Rd4. А почему не немедленное 1...Rd4? - становится ясно после нахождения главного варианта. 1.Nf5+!! ef 2.Rd3 Безнадежно 2.Rb1 Rc4 (выигрывает также 2...Rd4, но только не 2...Re4? 3.Ba5) 3.Rg1 Bxf2 или 3...Be3 4.fe Rc1. 2...Rd4 3.Rxd2 Rxd2 4.Bg5+! Kxg5 5.f4+, и белый король запатован.
23) 1953 Проигрывает 1.Re2? Re4! (черные заранее отрезают неприятельского короля от пешки) 2.c7 Kb7 3.c8Q+ Kxc8 4.Kxa6 Kc7 5.Kb5 Kd6. Что же еще можно предпринять? 1.c7! Kb7 2.c8Q+! Rxc8 И здесь не проходит 3.Re2? Re8 4.Kb4 a5+! 5.Kc3 (5.Kxa5 Kc6 6.Kb4 Kd5 7.Kc3 Ke4 ) 5...a4 6.Kd3 a3 . 3.Rc4!! Rg8 Ладья неуязвима из-за пата. Помешать ей расположиться в тылу у неприятельской пешки не удается: 3...Re8 4.Re4!=. На 3...e2 следует 4.Re4 Rc2 5.Kb4 a5+ 6.Kb3! (но не 6.Kxa5? Kc6 7.Kb4 Kd5 8.Re8 Rc4+ 9.Kb3 Re4 ) 6...Rd2 7.Kc3=. 4.Re4 Rg3 5.Kb4! Ошибочно 5.Re6? Kc7 6.Rxa6 Kd7! 7.Kb4 e2 8.Ra1 Re3 9.Re1 Kd6 10.Kc4 Ke5 . 5...a5+ (ничего не меняет 5...Kc6 6.Kc4 a5 7.Kd3) 6.Kc3! Kc6 7.Kd3 Kb5 8.Rxe3=
24) 1960 1.f8Q! Rxf8 2.gh+ (неопасно 2.Rxf8? Nf6+ 3.Ke6 b2=) 2...Kf7 Теперь напрашивается 3.Rxf8+ Kxf8 4.Rf1+ Kg8 5.h6 (5.Ke7 h6=) 5...gh 6.Ke7. Однако черные избегают мата, продолжая 6...h5! 7.Rg1+ Kh8 8.Kf7 h6 9.Kg6 b2=. 3.Rh8!! (фантастический ход!) 3...Rxh8 4.Rf1+ Kg8 5.h6! gh 6.Ke7 b2 7.Rg1 #
25) 1938 Не проходит 1.Re7? из-за 1...Qh4 . К мату приводит жертва всех белых фигур! 1.Ra5! ba 2.Re7! Bxe7 3.f8Q! Bxf8 4.Bc6 Qh4 5.Bxa4+! Kxa4 6.Ka2 Qe1 7.b3 # Увы, этюд некорректен - мне удалось найти побочное решение, тоже достаточно интересное.
1.Ra6!? b5 2.Rb6 b4 3.ab cb 4.c5! Qh4 (4...a3 5.cd) 5.Rxb4+! Kxb4 6.Rxd4+ Kxc5 7.Rd5+ Kb4 8.Rxd6 Qh8 9.Re6 Qf8 10.Bd5 Bxg4 11.Re8 .
26) 1941 В этом этюде реализована сравнительно редкая для Вотавы тема - построение крепости. 1.Bb6! (1.b6? Qa5 ) 1...Qxb6 (1...Qb8 2.Rxc8 Qxc8 3.c7=) 2.Rxc8+ Ka7 3.c7 Qc5 (на 3...Qe6 следует тот же ответ) 4.Ra8+!! Kxa8 5.b6=. Черный король заперт в углу, ферзь в одиночку ничего сделать не в силах.
27) 1952 При 1.Ra1? Kc5 2.Rf6 h2 3.Rh1 Rh3 4.Rxf7 Bxf3 5.Rxf3 Rxf3 позиция уравнивается. 1.Ra4! Ладья встала в засаду: нет 1...h2 из-за 2.c5+ Kxc5 3.Rxc6+ Kxc6 4.Rxh4. Не помогает 1...Rh5 2.Rxc6+ Kxc6 3.Ra6+ Kc5 4.Ra5+. Остается единственный, но, похоже, достаточный ход. 1...Kc5 Легко ли в создавшейся естественной позиции найти игру на мат, да еще посредством немедленной жертвы одной из ладей?! 2.Rxc6+! Kxc6 3.c3!! h2 (3...Kb6 или 3...Kd6 - 4.c5+; 3...Kc5 4.Kc7) 4.Ra6+ Kc5 5.Kc7 h1Q (5...Rxc4 6.Ra5 #; 5...Kxc4 6.Ra4+ и 7.Rxh4) 6.Rc6 #
28) 1937 Ошибочно 1.Nxg6? Kh5 2.Nxe5 Qc8 с преимуществом у черных. 1.Ne6! Kh5 После 1...g5 2.Bg6 e4 белые выигрывают различными способами, например: 3.e3 Qf3 4.h3+! Qxh3 5.Nd4 , или 3.Nd4 Kf4 4.Bf5 g4 5.e3+ Ke5 6.a4 , или 3.Bxe4 Kh5 4.Bf5 Qxf5 5.Ng7+. 2.Bf5!! gf (2...Qxf5 3.Ng7+) 3.Nf4+! ef 4.f3 Черный ферзь арестован, пешка "a" беспрепятственно достигает поля превращения. 4...Kg5 5.a4 Kf6 6.a5 Ke5 7.a6 Kd4 8.a7 Ke3 9.a8Q Kxe2 10.Qa6+! На 10...Kxf3 решает 11.Qd3+ Kg4 12.Qxh3+ Kxh3 13.b4. Безнадежно 10...Kd2 11.Qd6+ Kc2 (11...Ke2 12.Qe5+ и 13.Qxf4) 12.Qxf4 (12.Qa3 ) 12...Kxb2 13.Qd2+ Kb3 14.Qg2 . Авторский вариант: 10...Ke3 11.Qb6+ Ke2 12.Qf2+ Kd3 13.Kh1! (точный выжидательный ход, вынуждающий короля отдалиться от пешки f3) 13...Kc4 14.Qg2 . Полагаю, белые могут действовать и иначе, например, 11.Qe6+, стремясь ферзем к полю е5, чтобы забрать пешку f4.
29) 1948 На 1.Rh1? следует 1...Rb2+ и 2...Rb1. Бессмысленно 1.Rh5+? Kd6. 1.Rd8+! Ke5 (1...Ke4? 2.Rh4+ и 3.Rxa4 ) 2.Rh1 Rb2+ 3.Kc5! Rb1 Не удается предварительно отогнать белого короля от центра: 3...Rc2+ 4.Kb4 Rb2+ 5.Ka3 Rb1 6.Rh5+ и 7.Kxa2 . 4.Rf1!! (4.Re1+? Kf6) Неожиданно черный король в центре доски угодил в матовую сеть. Нет 4...a1Q 5.Re8 #; плохо 4...Rxf1 5.Re8+ с последующим 6.Rf8+ и 7.Rxf1. 4...Ke6 5.Re8+ Kd7 6.Rfe1! a1Q 7.R1e7 #
30) 1954 Ферзя пока ставить нельзя из-за шаха с поля g1. Как подготовить превращение пешки? 1.Kg3! Угрожая сыграть 2.g8Q Rg1+ 3.Rg2, белые вынуждают противника уничтожить пешку b3, которая им только мешает. Неточно с той же целью 1.Kf3?! ввиду 1...Rh3+ 2.Kg4? (лучше вернуться королем на g2) 2...Rh7!=. 1...Rxb3+ 2.Kg2! Rbb1! 3.Ba5+! Вот в чем дело! Появилась идея отвлечения неприятельской ладьи с 1-го ряда, как например в варианте 3...Kxa5 4.Ra2+ Kb6 5.Rb2+!. 3...Ka6 4.Bb6!! (отсюда слон контролирует важнейшее поле g1 - поэтому его приходится брать) 4...Kxb6 5.Rb2+! Rxb2+ 6.Kxh1 Rb1+ 7.Kg2 Rb2+ 8.Kf3 Rb3+ 9.Kf4 Rb4+ 10.Kf5 Rb5+ 11.Kf6
31) 1955 Надо давать шах по линии "h" и менять пару ладей. Любой "нормальный" шахматист предпочтет с темпом уничтожить опасную проходную h3. Однако это упускает выигрыш. 1.Rxh3+? Rh6 2.Rxh6+ Rxh6 3.Rf5 a3 4.Rf1 a2 5.g5 Rh2 6.g6 a1Q+! 7.Rxa1 Rf2+, или 3.g5 Ra6 4.g6 (4.Rd4 Ra8+ 5.Kf7 Ra7+ 6.Kg6 Ra6+) 4...Rf6+ (4...Ra8+ 5.Kf7 Ra7+) 1.Rh5+!! Rh6 2.Rxh6+!
(
2.Raxh4?
Rf6+)
2...Rxh6 3.g5 Rh5 Плохо 3...h2 4.g6! Rh7 5.Rh3! и 6.g7 #. Не лучше 3...Rh4 4.Rf3 Kh7 (4...h2 5.g6 Rh7 6.Rh3! ) 5.Rf6! (но не 5.Kf7? h2 6.g6+ Kh6) 5...h2 6.g6+ Kh6 7.g7+ Kg5 8.Rf7 . 4.Rf3! Kh7 (в случае 4...a3 или 4...h2 решает 5.g6) 5.Kf7 h2 6.g6+ Kh6 7.g7 Если 7...h1Q , то 8.Rf6+!, и пешка превращается в ферзи с шахом. Несколько осложняет задачу белых 7...Rf5+ 8.Rxf5 h1Q. При 9.g8Q?! Qb7+ 10.Kf6 Qb2+ 11.Re5 Qf2+ 12.Ke7 Qa7+ королю непросто укрыться от шахов. Впрочем, эндшпильная база данных утверждает, что позиция все-таки выиграна: 13.Kf8 Qb8+ 14.Re8 Qd6+ 15.Kf7 Qf4+ 16.Ke6, и король, прогуливаясь чуть ли не по всей доске, в конце концов находит убежище (мат в 27 ходов!). Разумеется, гораздо проще сначала сыграть 9.Rf6+!, чтобы получить для короля удобное поле g7: 9...Kh5 10.g8Q Qd5+ 11.Re6 (11.Kg7?! Qg5+) 11...Qb7+ 12.Kf6 Qf3+ 13.Kg7 Qc3+ 14.Rf6, и т.д.
32) 1936 Белый король заперт в углу и рискует получить мат от неприятельского слона. Например, сразу проигрывает 1.g4? g5! . Не избавляет белых от трудностей отвлекающая жертва коня 1.Nxc7? Bxc7 2.g4. Противник отвечает 2...g6! 3.g5 Bb6 , угрожая матом. Попытки сыграть на пат не достигают цели: 4.Be3 (4.Be5 d5 ) 4...Bd8 5.Bb6 Bxg5 6.Bd8 Bh6 (сильно и 6...Bf4 7.Bf6 g5) 7.Bf6 Kxf6
8.Kg8
Bg7 ,
или 5.Bf4 d5 6.Be3 Ba5! 7.Bd2 (7.Bd4 Bd2 8.Bf6 Be3 ) 7...Bb6 8.Be3 d4 . Отчаянная жертва двух фигур 1.Be5? de 2.Nb6 тоже малоэффективна. Черным ни к чему изучать последствия варианта 2...cb 3.g4 e4 4.g5 e3 5.g6+ Kxg6 6.Kg8 e2 7.h8Q e1Q - гораздо убедительнее к цели приводит 2...Be7! 3.Nd7 Bd6! 4.g4 g5 или 4.Nb6 e4. 1.Nb6!! cb После 1...Bf6 2.Nd5 (возможно и 2.Nd7) 2...Bd4! 3.Be3! Be5 (3...Bb2? даже проигрывает: 4.Bd2! c6 5.Bc3) 4.Bf4! противники вынуждены повторять ходы. А в случае 1...g5 2.Nd7! gf 3.gf продвижение вперед пешки "f" приводит к неизбежному пату: 3...c5 4.f5 c4 (4...Ba5 5.Ne5+ de 6.f6=) 5.f6 c3 6.Ne5+. 2.Bg5! Ошибочно 2.g4? b5! (слон получил свободу) 3.Bxd6 (3.g5 g6 ) 3...Bf6 . 2...Bc7 Если 2...Bxg5, то 3.g4 Bf6 4.g5 с патом после 4...Bxg5 или 4...Ba1 5.g6+ Kf8. 3.Bd8! Красивая картина: черный слон, ограниченный своими пешками, не в состоянии ускользнуть от впавшего в бешенство неприятельского слона и будет вынужден его взять. 3...Bb8 4.Bc7! (4.g4? b5! 5.Bc7 b4! ) 4...Ba7 5.Bb8! (5.g4? b5 6.Bb6 Bb8! 7.Bc5 g6 ) 5...Bxb8 6.g4 d5 7.g5 Be5 8.g6+ Kf8 - пат.
33) 1960 1.Rh1! Kh3 Проигрывает 1...g2 2.Rxh2+ Kg3 3.Rh8 g1Q 4.Ne2+ или 1...Kg4 2.Ne2 Kf3 3.Nxg3 Kxg3 4.Nd3 (4.Nd1) 4...Kg2 5.Nf2. Но сейчас надо защищаться не только от 2...g2, но и от 2...Kg2. Упускает победу 2.Ne2? g2! 3.Nf4+ Kg3=. 2.Nd3! Kg2 Угроза 2...g2 отражена: 3.Nf4+ Kg3 4.Nce2+ Kf3 5.Rxh2 . Но что белые приготовили против второй угрозы? 3.Nf4+! (можно переставить ходы: 3.Ne2! Kxh1 4.Ndf4) 3...Kxh1 4.Nce2! g2 5.Ng3+ Kg1 6.Nh3 #
34) 1958 И вновь белым не остается ничего иного кроме попытки малыми силами сплести матовую сеть вокруг неприятельского короля. 1.e6!! Смысл этого таинственного на первый взгляд хода - в блокировке 6-й горизонтали и поля e6. На немедленное 1.Kc7? противник отвечает 1...fe! (как станет ясно из дальнейшего, плохо как 1...h1Q? 2.Nd4!, так и 1...Nf3? 2.e6!) 2.Kb6 h1Q с дальнейшим 3...Qh6+, или 2.fe 2...Nf3! . 1...fe (1...h1Q 2.e7! ) 2.Kc7! В случае 2...h1Q решает 3.Nd4! (создавая угрозу 4.c3+ Ka5 5.Nb3+ Ka4 6.Nc5+ Ka5 7.b4 #) 3...Qe4 (3...Ne2 4.Bxe2) 4.c3+ Ka5 5.Nb3+ Ka4 6.Nc5+ Ka5 7.Bxe4 de (7...Kb5 8.Bd3+ Kxc5 9.b4 #) 8.Kc6 с неизбежным 9.b4#. Проигрывает также 2...Ne2 3.Bxe2 h1Q 4.Nd4 и 5.c3+. 2...Nf3 А что теперь? Поле d4 под контролем, на 3.Kb6? следует 3...Ne1! . 3.Nc5!! (грозит 4.c3+ и 5.b4#) 3...Kxc5 (3...d4 4.Kb6 h1Q 5.Na6+ или 5.Bb5) 4.c3 d4 5.b4+ Kd5 6.c4 # Поле e6 черному королю недоступно - результат дальновидной жертвы пешки на 1-м ходу!
35) 1959 1.Bd2? (с угрозой 2.Ra3+) опровергается путем 1...Rg3! или 1...Kxa5 2.Ra3+ Ba4 . Не проходит 1.Qf3? Kxa5! 2.Ra3+ Ba4 (или 2...ba 3.Qxa3+ Ba4 ). Неопасно 1.Qxe2? Kxa5! , а в случае 1.Nxc6? Qxc6 2.Bd2 угроза 3.Ra3+ ba 4.b3 # парируется посредством 2...Rg3! . В рассмотренных вариантах проявились все главные атакующие идеи белых. Осталось только их умело соединить, чтобы у противника не нашлось спасительной лазейки. 1.Nb7!! Qxb7 На 1...Rxg5 решает простое 2.Qxe2 Rg3 3.Qc2 (d1) или 2...Qxb7 3.Ra3+ (равноценно 3.Qc2 Ka5 4.Ra3+) 3...ba 4.Qc2+ Ka5 5.Qc3+. Если 1...Bxb7, то 2.Qf3!! (с угрозой 3.Ra3+) 2...Bxf3 3.Bd2! e1Q 4.Ra3+ ba 5.b3 #. 2.Qf3!! (но не 2.Qxe2? b5 или 2...Ka5 ) 2...Bxf3 Быстро проигрывает и 2...Ka5 3.Ra3+ Ba4 4.Qxb7 (не хуже 4.Rxa4+ Kxa4 5.b3+ Ka5 6.Qxb7 ) 4...b3+ 5.Rxb3 Bxb3+ 6.Kxb3. 3.Bd2! e1Q 4.Ra3+ ba 5.b3 #
36) 1937 Черные хотят сыграть 1...Qxc7 2.Rxc7+ Kxc7+ 3.Ka7 Rb8, организуя вечное преследование неприятельского короля. Сорвать замысел противника удается единственным способом. 1.Ka7! Qxc7! 2.Rxc7+ Kxc7 3.Qd2!! Упускает победу 3.Qh2? Rb8! 4.Qxe5+ d6=. А сейчас на 3...Rb8 белые приготовили 4.Qd6+!! Kxd6 5.Kxb8 g5 6.Kb7 g4 7.Kb6 g3 8.a3 g2 (8...ba 9.b4) 9.ab g1Q 10.bc #. 3...g5 4.a4! (4.a3 Rb8!=) 4...Rb8 После 4...bxa3 5.Qa5+ черные быстро проигрывают (5...Kd6 6.Kb7 или 6.b4; 5...Kc8 6.Kb6 d5 7.Kxc6 или 7.Qa8+). В случае 4...g4 решает как 5.Qh2!? Rb8 (5...d6 6.a5 ) 6.Qxe5+ d6 7.Qh5! , так и 5.a5 g3 6.a6 Rg8 (6...d6!? 7.Qg2 Rg8 8.Qh3 g2 9.Qh7 ) 7.Qa2 g2 8.Qa5+ Kc8 (8...Kd6 9.Kb7) 9.Qb6 . 5.Qxd7+! Kxd7 6.Kxb8 g4 7.a5 g3 8.a6 g2 9.a7 g1Q 10.a8Q Qg8+ 11.Kb7 Qxa8+ 12.Kxa8 Kc8 Игра перешла в пешечный эндшпиль, в котором белым еще предстоит доказывать выигрыш. 13.Ka7 Kc7 14.Ka6 Kd7 15.Kb7 Kd6 16.Kb6 Kd7 17.Kxc5 Kc7 18.Kxb4 Kb6 19.Ka4 Равноценно немедленное 19.c5+ Kb7 20.Ka5 Ka7 21.b4 Kb7 22.b5 cb 23.Kxb5 Kc7 24.Ka4 (но не 24.c6? Kd6! 25.Kb6 - пат) 24...Kc6 25.Kb4. 19...c5 20.b4 cb 21.Kxb4 Kc6 22.c5 Kc7 На 22...Kb7 следует 23.Ka5! Kc6 24.Ka6 Kxc5 (24...Kc7 25.Ka7) 25.Kb7 Kc4 26.Kc6 Kd3 27.Kd6 Kxe4 28.Ke7 . 23.Kb5 Kb7 24.c6+ Kc8! Ситуация, хорошо знакомая в теории пешечных окончаний: белые передают сопернику очередь хода, описав королем треугольник. 25.Kc4 (25.Kb4) 25...Kd8 (25...Kc7 26.Kc5 Kc8 27.Kd6 Kd8 28.c7+) 26.Kb4! Kc8 27.Kb5! Kb8 28.Kb6 Kc8 29.c7 Kd7 30.Kb7 Kd6 31.Kb8 (или 31.c8R, но не 31.c8Q? - пат).
37) 1963 Необходимо найти контригру против основной угрозы противника: h7-h6+ с последующим переводом короля на h7 и g7-g6#. Черные легко осуществляют свой план в варианте 1.f4+? Ke6 2.ab h6+ 3.Kh5 Ke7! 4.c5 Kf8 5.c6 Kg8 6.c7 Kh7 7.c8Q g6 #. Не помогает 1.cb? h6+ 2.Kh5 Kd6! 3.c5+ (иначе 4...Ke7) 3...Kxc5 4.b4+ Kd6 5.b5 Ke7 6.b6 Kf8 7.b7 Kg8 8.b8Q+ Kh7 с неизбежным матом. 1.ab! h6+ 2.Kh5 Kd6! Не годится 2...Ke6? 3.c5 Ke7 4.c6 Kd6 5.c4 Kxc6 6.b4 . 3.c5+! (3.b4? Ke7! ) 3...Kxc5 4.c4 Kd6 5.c5+! (белые избавляются от всех своих пешек в надежде запатоваться) 5...Kxc5 6.c4 Kd6 7.c5+! Kxc5 8.b4+ Kd6 (8...Kxb4 9.f4=) 9.b5 Ke7 10.b6 Kf8 11.b7 Kg8 12.b8Q+ Kh7 13.Qh8+! Kxh8 14.f4 Чтобы избежать пата, черным приходится отдать одну из двух своих лишних пешек, после чего выигрыша у них уже нет. 14...f6 (14...g6+ 15.Kxh6 Kg8 16.h5=) 15.Kg6 Kg8 16.Kxf5 Kf7 17.h5 g6+ (17...Ke8 18.Kg6 Kf8 19.f5 Kg8 - пат) 18.hg+ Kg7 19.Kg4! Kxg6 20.f5+ Kf7 21.Kh5=
|