Картотека

Марк ДВОРЕЦКИЙ,
заслуженный тренер СССР

"ПЛАВАНИЕ" В ТЕОРИИ

Многие главы в "Учебнике эндшпиля Марка Дворецкого" (в дальнейшем – УЭМД) завершаются рубрикой "Трагикомедии", содержащей практические примеры грубых ошибок, связанных с темой соответствующей главы. А недавно я в основном завершил работу над новой книгой, которая будет называться "Трагикомедии в эндшпиле". Она поможет читателям освежить в памяти некоторые важные теоретические позиции и технические приемы, заставит задуматься над причинами эндшпильных ошибок, совершаемых всеми: и рядовыми любителями, и выдающимися гроссмейстерами, чтобы в дальнейшем избегать подобных ошибок. Тем же, кто с УЭМД не знаком, новая книга послужит введением в увлекательный мир эндшпиля и, возможно, побудит их заняться систематическим изучением теории окончаний.

Предлагаю вниманию посетителей сайта отрывок из новой книги.

Аронян - Карлсен
Москва 2006

Ч

69...Ra1?!

Черные без нужды меняют одну защитительную стойку на другую. Проще было препятствовать продвижению пешки, оставаясь ладьей у нее в тылу: 69...Re2! (70.Kd6 Kf7!), и лишь в ответ на 70.Re8 - переходить к фланговой атаке: 70...Ra2.

70.Ke7 Ra5 71.e6 Ra7+ 72.Rd7

Ч

Возникла важная теоретическая позиция, в которой ничья достигается без труда, благодаря тому, что ладья владеет длинной стороной. Все же некоторые тонкости надо знать – ведь очень многие шахматисты в такой ситуации проигрывали. Не стала исключением и данная партия.

72...Ra8

Наиболее надежный метод защиты – контроль над 8-й горизонталью. Ведь если белым удастся безнаказанно сыграть Ke8 и e6-e7, их позиция станет выигранной.

Впрочем, ладья вправе отступить на почти любое поле, например, 72...Ra1. Дело в том, что после 73.Ke8+ черных спасает активное 73...Kf6! 74.e7 Ke6! – сказывается неудачное расположение белой ладьи. Важно, что на 75.Kf8 есть шах 75...Rf1+!.

Из последнего замечания становится ясно, что единственное проигрывающее отступление ладьи по линии "a" – 72...Ra6??. После 73.Ke8+ Kf6 74.e7 Ke6 75.Kf8! шах ладьей невозможен. Как это ни парадоксально, многие шахматисты ставили ладью именно на a6! Самый знаменитый случай – окончание партии Капабланка – Менчик (диаграмма 9.11 в УЭМД).

73.Rd6!?

Ничего не дает 73.Rd8 Ra7+ 74.Kd6 Ra6+ 75.Ke5 Ra5+ 76.Rd5 Ra8.

Ч?

При ладье на d6 черные обязаны держать ладью на 8-й горизонтали. Ведь если допустить Ke8, то активной контригры, связанной с Kf6, уже не будет – пешка пойдет на e7 с шахом!

Приближать ладью к королю 73...Rb8? невыгодно ввиду 74.Rd8 Rb7+ 75.Kd6 Rb6+ 76.Kd7 Rb7+ 77.Kc6+-. А значит, остается единственный ход, не ухудшающий ситуацию: 73...Kg6!=.

73...Ra7+?? 74.Ke8 Черные сдались.

Могло последовать 74...Ra8+ 75.Rd8 Ra1 76.e7 Ra7 77.Rd1 или 77.Rc8.

Как прокомментировать случившееся? Вывод кажется очевидным: молодой и исключительно талантливый норвежский гроссмейстер не знаком с основами теории окончаний, никогда эндшпилем не занимался.

Однако на следующий день после партии я беседовал с тренером Магнуса Карлсена гроссмейстером Питером-Хайне Нильсеном. Он заверил меня, что Магнус изучал эндшпильные книги. А значит, напрашивающееся объяснение не годится, дело вовсе не в отсутствии элементарных познаний. На самом деле, этот эпизод побуждает нас задуматься о несовпадении между теорией и практическими навыками, необходимости тренироваться в применении своих знаний на практике.

На уроках математики в школе изучаются теоретические правила, формулы, методы решения задач. Но учителя, не ограничиваясь преподаванием теории, предлагают школьникам множество упражнений. Без этого приобретенные познания превратились бы в мертвый груз, большая их часть вскоре была бы забыта.

Предположим, человек, никогда не садившийся за руль, назубок выучил правила уличного движения и приемы управления автомобилем, точно знает, когда и как надо вертеть руль и жать на педали. Достаточно ли этого, чтобы выехать на улицу с оживленным движением? Конечно же, нет – надо сначала потренироваться, выработать и закрепить навыки вождения.

Точно так же и в шахматах. Знание теории окончаний отнюдь не гарантирует умения разыгрывать эндшпиль.

При чтении эндшпильных книг вы знакомитесь со множеством поучительных примеров, но не знаете, какие из них особенно важны и требуют глубокого понимания всех тонкостей. (Кстати, одна из главных методических идей при написании УЭМД как раз и заключалась в четком выделении ключевой, обязательной информации.) Чтобы лучше понять и запомнить изученный материал, важно рассмотреть дополнительные примеры на данную тему, прорешать соответствующие упражнения.

Как я отметил в предисловии к УЭМД, далеко не всегда связь между теорией и конкретными практическими окончаниями прямая и очевидная. Порой непросто разглядеть в сложной позиции знакомые теоретические контуры, понять, какими именно из изученных идей предстоит воспользоваться. В других случаях позиция, напротив, очень похожа на теоретическую - важно подметить малозаметные отличия и установить, как они повлияют на течение и исход борьбы.

В связи со сказанным припоминается эпизод на одной из сессий моей школы для одаренных шахматистов, проходившей под Москвой в октябре 2001 года. В ней участвовали не только юные кандидаты в мастера, но также мастера и даже гроссмейстеры. Я рассказал о теории эндшпиля "ладья и пешка на половине противника против ладьи" – слушатели аккуратно все записали. Потом им была предложена следующая позиция (9.22 в УЭМД).

Роуд – Крамлинг
чемпионат мира среди юношей, Инсбрук 1977

Б

Стой черная ладья на e1, ничья достигалась без каких-либо проблем (в УЭМД эта ситуация названа "вторым методом защиты в позиции Филидора"). Но ладья расположена менее удачно, и при своем ходе белые побеждают, хотя, вопреки ожидаемому, - с немалым трудом. Им предстоит точно считать конкретные варианты, опираясь, разумеется, на оценку базовых теоретических позиций.

Я разбил слушателей на команды из двух человек. Командам предстояло соревноваться между собой в разыгрывании этого окончания. В каждой команде один из ее членов играл белыми, другой – черными, так что шансы в матчах объективно были равны.

Командам было предоставлено время (кажется, 30 или 45 минут) для подготовки к игре – анализа позиции с правом использования записей и передвижения фигур по доске (но, разумеется, без помощи компьютера). Затем начались матчи.

Казалось бы, в подобных условиях задача шахматистов не слишком сложна. Увы, ни одна из партий не закончилась закономерно – в каждой один из партнеров (а в большинстве случаев - оба) допускали грубые ошибки, причем, как правило, на самых первых ходах.

Я повторил тренировку, используя другой ладейный эндшпиль Хектор – Красенков (9.14 в УЭМД) – с тем же печальным результатом.

Тремя месяцами позже эксперимент был повторен на тренировочной сессии сильнейшего в тот момент французского клуба NАО. Я напомнил членам команды основы теории ладейного эндшпиля, а затем предложил им разыграть упомянутые выше две позиции против меня в сеансе одновременной игры (правда, без предварительного анализа). Результат оказался точно таким же: ни один из соперников не справился с задачей. А ведь среди них были ведущие гроссмейстеры Франции Этьен Бакро, Лоран Фрессине...

Я не случайно рассказал эту историю. Она наглядно иллюстрирует, насколько далек от желаемого реальный уровень эндшпильного мастерства даже у очень сильных шахматистов. И неудивительно - они ведь никогда систематически не изучали теорию эндшпиля, не тренировались в расчете конкретных вариантов, опирающихся на теоретические познания.

Не сомневаюсь, что ту же картину мы бы увидели, если предметом изучения стала бы какая-либо серьезная миттельшпильная проблема. Так стоит ли тратить все время и силы на бесконечную работу над дебютом, как это делает подавляющее большинство шахматистов, если в других областях шахмат таятся огромные резервы роста мастерства?!

Предложу вашему вниманию две "многоактные трагикомедии", в которых неоднократно ошибались оба партнера.

Сальве - Берн
Санкт-Петербург 1909

Б

Позиция, разумеется, совершенно ничейна. Однако один из ведущих шахматистов прошлого Амос Берн демонстрирует незнакомство с азами теории эндшпиля и постепенно ставит партию на грань поражения.

75.Rf7+ Ke8?!

Первый шаг "не туда". Грамотнее 75...Kc8! – король должен стремиться на короткую сторону.

76.Rh7 Rd3

Хороший ход, но, наверно, проще было 76...Ra3 с последующим 77...Ra6, реализуя основной защитительный метод Филидора.

77.Ke6 Re3+

Еще не поздно направить короля на короткую сторону: 77...Kd8!?.

78.Kd6 Ra3 79.Rh8+ Kf7 80.Rc8

Ч?

80...Ra6+?

Проигрывающий ход – фланговые шахи с короткой стороны бесперспективны. В подобных ситуациях удается спастись, только расположив ладью в тылу у пешки: 80...Rd3 81.d5 Rd1 82.Kc6 Ke7! или 82.Rd8 Ra1!. При центральной пешке указанный метод защиты гарантирует легкую ничью даже с королем на длинной стороне.

81.Rc6?

Минус хода, сделанного белыми, в том, что он позволяет противнику вернуться к правильному плану: 81...Ra1 82.d5 Rd1!=.

Выигрывало (правда, с немалым трудом) 81.Kd7! Ra5 (ничего не меняет 81...Ra7+ 82.Rc7) 82.Rc5! Ra7+ 83.Rc7 Ra5 84.Kd6+ Kf6

Б

85.d5

Слабее рекомендованное много лет назад А.Иглицким 85.Rc8 Ra6+ 86.Kd7 Ra7+ 87.Kc6?.

Ч?

Комментатор продолжил 87...Ra6+? 88.Kb5 Rd6 89.Kc5 Ke7 90.Re8+, не заметив тонкого возражения 87...Ra4!!=.

85...Ra6+ 86.Rc6 (бесполезно 86.Kc5 Ra5+ 87.Kc6 Ra6+ 88.Kb5 Ra1)

Ч

В ответ на 86...Ra1 имеет смысл сыграть 87.Rb6!, чтобы королю было удобнее отступить на вертикаль "с". Например, 87...Ra7 (87...Kf7 88.Kc7) 88.Rb1 Ra6+ 89.Kc7 Ra7+ (89...Ke5 90.d6) 90.Rb7 Ra8 91.Kd7 и 92.d6+-.

В случае 86...Ra7 преждевременно 87.Rc1 Ra6+ 88.Kc7 Ra7+, и 89.Kb6? упускает победу в связи с 89...Rd7! 90.Kc6 Ke7. Можно сделать тот же ход 87.Rb6 или избрать 87.Rc5!. Черные в цугцванге – им приходится ухудшить положение короля или ладьи: 87...Ra1 (87...Kf5 88.Rc1 Ra6+ 89.Kc7 Ke5 90.d6+-) 88.Kd7 Ra7+ 89.Rc7 Ra8 90.d6+-.  

81...Ra8?

Б

Незнание правильного плана защиты (Ra1-d1) позволило противнику, сыграв 82.Kd7!+-, вернуться к вариантам, рассмотренным выше. Увы, Георг Сальве не воспользовался этой возможностью и окончательно утратил шансы на победу – черные, наконец, построили позицию Филидора.

82.Rc7+? Ke8= 83.d5 Kd8 84.Rd7+ Ke8 85.Rc7 (85.Rh7 Ra6+) 85...Kd8 86.Rc6 Ra7 87.Rb6 Rd7+ 88.Kc5 Rc7+ 89.Kd4 Ra7 90.Rh6 Rg7 91.Ra6 Rb7 92.Ra1 Kd7 93.Ke5 Rb6 94.Ra7+ Kd8 95.Kd4 Rh6 96.Kc5 Rg6 97.Rb7 Rh6 98.Rb8+ Kd7 99.Rg8 Ничья.

Ну, что ж, в начале 20-го века шахматами занимались менее профессионально, чем теперь, и теорию знали плохо. Казалось бы, к концу столетия картина должна была измениться. Но взгляните на следующее окончание.

Жу Чень - Тайманов
Рокебрюн 1998

Ч

85...Rc1+??

Поразительно: опытнейший гроссмейстер Марк Тайманов не знает, где держать ладью! Элементарную ничью давало 85...Ke7 или 85...Rd3.

86.Kd6 Kc8 87.Rh8+ Kb7 88.Kd7 Rc7+ 89.Ke6 Rg7

Б

90.Re8??

После 90.d6! пешку не остановить.

90...Rg5?

Спасало только 90...Rg6+ 91.Kd7 Rh6! - ладья располагалась на длинной стороне в максимальном удалении от пешки.

В дальнейшем необходимость захвата вертикали "h" игнорировалась обоими партнерами.

91.d6 Rg6+

Б

92.Kd7?

Легко выигрывало 92.Ke7! (угроза 93.d7 не дает противнику времени для 92...Rh6) 92...Rg7+ (не проходит 92...Kc6 93.Rc8+ Kd5 94.d7 Rg7+ 95.Ke8 Ke6 ввиду 96.Rc6+) 93.Kf6, и нет 93...Rh7 94.Re7+, а на 93...Rd7 следует 94.Ke6.

92...Rg1?

Необходимо было 92...Rh6!=.

93.Re7?

К цели вел почти любой ход. 93.Kd8 или 93.Ke7 обеспечивало продвижение пешки на 7-ю горизонталь, а 93.Rh8 устанавливало контроль над длинной стороной.

Зато сейчас черные добивались ничьей, сыграв 93...Rh1!.

93...Rg8?

Последняя ошибка.

94.Rh7

Возникла хорошо известная в теории позиция обоюдного цугцванга (диаграмма 9.8 в УЭМД). Ход за черными, и им приходится ухудшить расположение одной из своих фигур. Напомню, что на 94...Kb6 решает 95.Rh1 Rg7+ 96.Ke6 Rg6+ 97.Ke7 Rg7+ 98.Kf6 Rg2, и теперь не 99.Rc1? Rh2!=, а 99.Rd1!+- (этого хода не было бы при короле на b7).

94...Rf8 95.Ke7 Rf1 96.d7

Другая возможность - 96.Ke8+ Kc6 97.d7 Re1+ 98.Re7 Rh1 99.Re6+.

96...Re1+ 97.Kd8

Ч

97...Kc6

В случае 97...Rg1 классическим методом выигрыша является построение "мостика" – перекрытие по 4-й горизонтали от вертикальных шахов. Например: 98.Rh4 Rb1 99.Re4 Rh1 100.Rb4+ Ka7 101.Kc7 Rc1+ 102.Kd6 Rd1+ 103.Kc6 Rc1+ 104.Kd5 Rd1+ 105.Rd4+-.

Но, пожалуй, проще ведет к цели 98.Rh8 Re1 99.Re8 Rh1 100.Ke7.

98.Kc8 Черные сдались.