(Продолжение. Часть 3)
«МНОГООБЕЩАЮЩИЙ ТАЛАНТ ШАХМАТНОЙ МОСКВЫ…»
Зимой 1911 года по пути из Сан-Себастьяна в Москву ученик Чигорина Федор Дуз-Хотимирский (присутствовавший в качестве корреспондента российских газет при сенсационном взлете 22-летнего завсегдатая Манхэттенского клуба Хосе-Рауля Капабланки) зарулил в Варшаву, где в кафе «Семанеди» сразился с одним из сильнейших польских мастеров Александром Флямбергом. Их матч собрал немало народу… Свидетелем уверенной победы киевского самородка (5-1) был и высокий худенький паренек в очках – Миша Кляцкин. Тот самый, что в начале следующего десятилетия одним из первых «взволнует дотоле ровную поверхность» шахматного этюда!

Кафе «Семанеди» размещалось в правом крыле «Театр народны» на Театральной площади польской столицы. Это фото мне прислал коллега из Варшавы Томаш Лиссовский, пометивший крестиками центр шахматной жизни Польши в начале 20-го века. Томаш уточнил, что для шахматных баталий в кафе отводились места на антресолях…

Театральная площадь, Варшава. Открытка начала прошлого века.
Федор Иванович потом вспоминал, что перед матчем с Флямбергом он в том же «Семанеди» дал сеанс одновременной игры вслепую на 12 досках, при этом «одну партию проиграл Логинову и одну сыграл вничью с П.П.Бобровым», организатором и руководителем «Русского шахматного кружка» в Варшаве. В остальных партиях Дуз добился побед. Возможно, будущий основоположник этюдного романтизма (увлекавшийся шахматами с 7 лет) также играл в том сеансе…
Через три года, когда вал Первой мировой захлестнет и Польшу, поток ее русскоязычных жителей хлынет в Россию. Семья Кляцкиных переберется в Санкт-Петербург, Михаил поступит на юридический факультет. Затем революционный вихрь перенесет бывшего варшавянина в Москву, где он продолжит учебу на том же факультете и по окончании МГУ поступит на службу в Народный комиссариат юстиции...

Федор Дуз-Хотимирский и Николай Григорьев
Николай Григорьев, в сравнении со своими каноническими снимками – непривычно безусый. Именно он, пешечный король, под воздействием революции в этюде на рубеже 20-30-х ввел в оборот такие термины как этюдный классицизм, реализм и романтизм. И это он, Григорьев, в одном из первых своих легендарных отделов в «Известиях», в 1922-м, обнародовал этюд-первенец своего друга и постоянного соперника на столичной турнирной площадке…