пятница, 18.04.2025
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Матч на первенство мира среди женщин01.04
Freestyle Chess Grand Slam Tour07.04
FIDE Women’s Grand Prix13.04
Поддержать сайт

Энциклопедия

Владимир НЕЙШТАДТ

Что ни судьба, то трагедия (часть 3)


(Продолжение. Часть 2)

«ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШИЙ РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР»

В каком году это было? Дай бог памяти… Наверное, в конце 70-х, и точно помню – был погожий летний денек, когда мы с ведущим задачно-этюдного отдела «Шахмат в СССР», дважды мастером (практиком и композитором) Анатолием Кузнецовым вышли из ЦШК (в цоколе которого располагалась редакция журнала) и двинулись не спеша по Гоголевскому, как-то не по-столичному в тот вечер малолюдному, к железнодорожному вокзалу. Молодой сибирский этюдист, я был горд – стараясь не показывать вида, – что приглашен Анатолием Георгиевичем в его холостяцкую квартирку в Реутове, в жилище одного из главных в те годы людей в нашем композиторском цехе.
Правда, на меня несколько устрашающе подействовал рассказ мэтра, как он года три назад ездил в Казахстан к Якимчику (кто не знает – это был такой высококлассный этюдист, инженер из Усть-Каменогорска) и там за долгим душевным разговором они уговорили четыре бутылки белоголовой. По две на брата! Для меня такие дозы были запредельными даже и под мировую закусь, а Георгич сразу предупредил, что у него мы можем рассчитывать только на холодец, которым он разживется у матери, жившей с ним в одном доме. По дороге мы дважды (а как бы и не трижды) заскочили в рюмашечные, затем решили плотно закусить, с учетом того, что прибытие в Реутов не сулило богатый харч. Георгич завел меня в какое-то почтенное кафе, но, бросив взгляд на аккуратно жевавшего сосиску за столиком поодаль интеллигентнейшего вида старичка в легком сереньком плаще и беретике, неожиданно как ужаленный ринулся прочь. Когда я, ничего не понимая, выскочил следом, Кузнецов с неподдельным испугом произнес:
– Это – Беленький, зануда страшная. Пошли быстрее, пока он нас не заметил…
Эх, мне бы, провинциалу из глубины сибирских руд, вернуться (поди, не сильно бы осерчал Георгич) да познакомиться бы с одним из старейшин нашего этюдного цеха и к тому же известным музыкантом, другого-то случая больше и не представилось. Значительно позднее я прочитал в статье мастера еще с довоенной поры Александра Чистякова («64-Шахматное обозрение», 1989, №5), как однажды Беленький, молодым пианистом гастролируя в Париже, репетировал на квартире своего учителя эмигранта С.Тарновского этюд Шопена. «Раздавшийся звонок, – пишет Чистяков (тоже, кстати, «в миру» был пианистом), – отвлек его от музицирования, он пошел открывать дверь и вдруг перед ним выросла массивная фигура выдающегося русского композитора А.К.Глазунова, который тогда находился за границей в творческой командировке. “Очень хорошо играете, молодой человек, – заметил с характерным оканьем Глазунов, – я все слышал, стоя за дверью. Этюд этот труден, особенно пассаж в левой руке”».
Уже будучи признанным виртуозом-пианистом, Беленький заболел этюдами шахматными.
Дебютировал еще до войны. В 1960-м Алексей Мефодиевич и молодой композитор Анатолий Кузнецов сочинили изящнейшую миниатюру с тремя патами, во всеобъемлющей базе Харольда ван дер Хейдена есть четыре вариации этого их совместного произведения. Георгич говорил, что всего вариаций было чуть ли не с десяток, причем фонтанировал ими главным образом Беленький, не давая покоя своему молодому соавтору. Не знаю, может еще с той поры Кузнецов стал избегать общества Алексея Мефодиевича?

Проживший долгую жизнь Алексей Беленький (1905-1986) до преклонных лет сохранял прекрасную форму как концертмейстер высшей категории, пианист и этюдист. И на восьмом десятке получал призы за свои замечательные шахматные ребусы!
Правда, мастерский значок Беленький, участник четырех финалов личных чемпионатов СССР так и не получил (высшее его достижение в этих форумах – 9-е место в 7-м чемпионате за 1962-64 гг.), да, наверное, это ему было и не нужно…

Во многих произведениях этюдиста-пианиста одинокая ладья изобретательно действует против двух слонов и коня – это соотношение вошло у композиторов в обиход как «материал Беленького». Обладая недюжинной техникой, Алексей Мефодиевич одно время взялся доводить до глянца вступительную игру в знаменитых этюдах, и начал он со следующего яркого полотна, пребывавшего, впрочем, долгое время в тени, пока ему не воздал должное литературный критик и видный этюдист Абрам Гурвич в своем знаменитом (но далеко не бесспорном – о чем речь пойдет далее) эссе «Шахматная поэзия».

 

Последние турниры

13.04.2025

.

07.04.2025

.

01.04.2025

Призовой фонд составляет 500 000 евро.

15.03.2025

Нокаут с двойным выбыванием.

14.03.2025

.

04.03.2025

.

28.02.2025

Общий призовой фондо - 20 миллионов рублей.

25.02.2025

Организатор - шахматный клуб "Novy Bor".

17.02.2025

3-й этап Гран-при ФИДЕ.

07.02.2025

.

17.01.2025

Турнир проводится в 86-й раз.

Все турниры

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум