В декабре издательство «Elk and Ruby» выпустило на английском языке первый из трех томов «Шедевров и драм чемпионатов СССР» Сергея Воронкова. Книга доступна сразу в нескольких вариантах: в мягкой обложке, в твердом переплете, а еще в виде электронной версии, позволяющей разыгрывать партии на экране компьютера или айфона и проверять варианты с помощью аналитической программы Stockfish. Два других тома (1938–1947 и 1948–1953) также уже переведены и должны увидеть свет в течение этого года.
По сравнению с изданием 2007 года первый том существенно дополнен и исправлен – главным образом, в шахматном отношении; на треть обновились фотографии и рисунки. Поэтому в ближайшее время автор планирует переиздать его на русском языке.
Предлагаем вашему вниманию предисловие Гарри Каспарова, написанное специально для английского издания.
Гарри Каспаров
ШАХМАТЫ НА ФОНЕ ВРЕМЕНИ
Сергей Воронков был редактором русского издания «Моих великих предшественников»; может, потому у него и родилась идея создать свой масштабный проект «Шедевры и драмы чемпионатов СССР». Я хотел через анализ творчества чемпионов мира и тех, кто приближался к этому уровню, показать историю развития современных шахмат. Он через призму чемпионатов СССР пытается написать историю советской шахматной школы.
За годы, прошедшие с его первой книги «Давид Яновский» (в соавторстве с Д. Плисецким, 1987), Воронков вырос в одного из лучших российских шахматных историков. Что неудивительно: он много лет работал бок о бок с Юрием Львовичем Авербахом и считает его своим учителем. А опыт шахматного анализа Сергей приобрел во время работы с Давидом Бронштейном над их совместной книгой «Давид против Голиафа».
Как и в других его книгах, основой «Шедевров и драм» служат документы: периодика, турнирные бюллетени, сборники партий, воспоминания очевидцев… А как сказал кто-то из классиков, «анализ того, что происходит в мире, на документальном материале в тысячу раз доказательней, чем любая инсценировка этого мира».
К безусловным достоинствам книги я бы отнес и хороший подбор партий. Знаю по собственному опыту, насколько это сложная и трудоемкая задача: выбрать из сотен достойных партий самые цельные и красивые, самые важные для каждого чемпионата и развития шахмат в целом. В этом смысле идея соединить «шедевры» и «драмы» оказалась удачной, позволив включить ряд исторически ценных партий, которые решающим образом повлияли на ход борьбы.
Большинство партий даны с комментариями самих участников чемпионатов. С одной стороны, это облегчает задачу автора, с другой – делает ее этически более сложной. Ведь в тех комментариях хватает ошибочных вариантов и оценок, поэтому без компьютерного тестирования не обойтись. Но если указать все ошибки и неточности, это может не только разрушить сами комментарии, но и создать у читателя ложное представление о силе игры и аналитическом мастерстве тогдашних мастеров. Это сейчас любая ошибка тут же видна на экране, а в былые времена анализ сыгранных партий давался потом и кровью… А как быть с дебютными рекомендациями, зачастую очень устаревшими? Выкинуть их совсем – значит, «прервать связь времен»: выхолостить развитие дебютной мысли, лишить ее корней, обесценить труд наших предшественников. Никак не оспорить архаику – значит, сделать дебютную часть партий практически непригодной для современных игроков…
Найти баланс между аналитической истиной и исторической правдой весьма непросто. Автору помог мастер Дмитрий Плисецкий, в сотрудничестве с которым я написал «Моих великих предшественников». Поэтому в качестве шахматного материала книги Воронкова тоже можно быть уверенным.
Решиться поднять в одиночку такую глыбу, как история советской шахматной школы, – сродни подвигу. Воронков выпустил уже три тома, куда вошли 20 чемпионатов (1920–1953). Впереди еще 38… Удастся ли ему довести до конца свой замысел? Ведь каждый чемпионат требует скрупулезной работы. Представляю, сколько тонн шахматной и литературной «руды» пришлось перелопатить автору, какой объем информации осмыслить и структурировать, чтобы из множества цитат выстроить цельную картину первых десяти чемпионатов! Несмотря на строгий документализм, книга читается как роман: с детективным сюжетом, главными и побочными героями, неожиданными развязками и даже «авторскими отступлениями» – точнее, предисловиями к чемпионатам, составляющими важную часть книги. Именно в них широкими и точными мазками набрасывается портрет первой послереволюционной эпохи, одновременно героической и страшной. Я всегда говорил, что шахматы – это сколок общества. Их показ на фоне времени придает книге не только шахматную ценность.
Нью-Йорк, июль 2020