Разбирая недавно свои старые бумаги, я наткнулся на ветхую пожелтевшую тетрадку, посвященную пешечному эндшпилю. Труд оказался довольно емким. Тридцатилетней давности курс лекций М.Дворецкого в институте, вырезки из шахматных газет и журналов, планы-конспекты учебных занятий и много всякой всячины на данную тему, с рукотворными диаграммами и прочими атрибутами докомпьютерного времени. Да, основательно работали над техникой в прежние годы, подумалось мне, и захотелось поделиться с читателем некоторыми примерами, казавшимися когда-то весьма любопытными и поучительными, а порой становившимися для автора настоящим откровением. Получился своего рода пешечный дайджест... из прошлого, что-то из рубрики: «Сбереженные в старой тетради». Цикл с таким названием, помнится, некогда публиковался (кстати, с большим успехом) в журнале «64». Несмотря на определенный тематический разнобой, все подобранные примеры объединяет одна особенность, которая, впрочем, нередка для пешечных концов, – явное противоречие между визуальным восприятием позиции и ее реальным внутренним содержанием.
Известное выражение: «шахматы – трагедия одного темпа» проявляется в пешечных окончаниях, пожалуй, наиболее ярко и выпукло. Упрощенно говоря, существует два типа задач, которые приходится решать шахматистам в этом эндшпиле, задач диаметрально противоположных и совершенно различающихся по духу, – в одних случаях борьба идет по принципу: «кто быстрее», когда стремятся к выигрышу темпов, в других, напротив, хитро маневрируя, норовят отдать их противнику, чтобы поставить его в положение цугцванга.