15 февраля отпраздновал свой 91-й день рождения Абрам Иосифович Хасин – легендарная личность шахматного мира.
Свой путь в шахматах Абрам Иосифович начинал в 1939 году, в секции киевского Дворца пионеров и школьников, которой руководил мастер А.Константинопольский. Было тогда «юному» шахматисту уже 16 лет! Даже по тем временам это выглядело слишком поздним «стартом». Со времени занятий в киевском Дворце пионеров берет начало и дружба А.Хасина с Д.Бронштейном, переросшая в творческое содружество.
Совершенствование прервала война. В 1942 году Хасин был тяжело ранен в боях под Сталинградом и потерял обе ноги. Абрам Иосифович нашел в себе силы и мужество вернуться к активной жизни в мирное время. По профессии преподаватель английского языка, он стал шахматным мастером большой практической силы, пять раз участвовал в финалах первенства СССР.
Общеизвестны высокие результаты Хасина в заочных шахматах. Он завоевал звание гроссмейстера ИКЧФ, в составе команды СССР дважды становился победителем Всемирных Олимпиад, был триумфатором многих международных турниров.
Исключительно успешной оказалась педагогическая деятельность Абрама Иосифовича, по праву считавшегося в 60-е – 80-е годы прошлого века одним из ведущих тренеров страны. Среди его учеников упомяну Я.Мурея, Б.Гулько, Е.Фаталибекову, Т.Миногину, Л.Юртаева, Е.Бареева, В.Чучелова. Хасин был многолетним тренером сборных команд Москвы, приводил к победам студенческую сборную СССР.
Перечислять все турнирные и тренерские достижения Абрама Иосифовича, равно как и имена всех его учеников, нет никакой возможности – на это уйдет не одна страница! Если нынешняя молодежь захочет больше узнать об этом необыкновенном человеке, она может обратиться к книге Г.Сосонко «Тогда», в которой Абраму Иосифовичу посвящено великолепное эссе. Хороша и статья «Как я стал спартаковцем», написанная Хасиным для сайта «ChessPro» два года назад. А потому я прекращаю цитировать общеизвестные факты и хочу поделиться с читателями своими детскими и юношескими впечатлениями от общения с Мастером.
В жизни человека много случайного. Так вышло, что с первого класса я учился вместе с дочкой моего будущего наставника. Почти каждый день шумная ватага маленьких шахматистов, и среди нас Анечка Дергачева, направлялась из 22-й московской школы (известной своими шахматными традициями) в городской Дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах, где мы постигали тайны древней игры на увлекательных занятиях А.Н.Костьева.
Однажды вся наша дружная компания отправилась к Ане домой на день рождения. Там мы узнали, что ее папа – известный шахматный мастер. До сих пор помню, как в перерыве между детскими забавами Аня откуда-то извлекла старенький бланк с записью шахматной партии, воскликнув: «Смотрите, мой папа выиграл у Петросяна!» И насладившись произведенным эффектом, добавила: «А еще мой папа сыграл пять партий со Спасским, и все они закончились вничью!» Мы, понятно, были потрясены!
Приходя к Абраму Иосифовичу, частенько можно было застать у него в гостях известных шахматистов. В тот первый день «на огонек» заглянула его любимая ученица Тамара Миногина. Десятиклассница спортивного интерната N9 только что выиграла первенство СССР среди девушек, и мы «во все глаза» смотрели на юную чемпионессу!
Со спортинтернатом N9 у Хасина связаны особенно приятные воспоминания. Здесь его тренерскую удачу олицетворяли Леонид Юртаев и Женя Бареев. В финале первенства СССР 1986 года в Киеве, ставшего «звездным» для Евгения Бареева, Абрам Иосифович секундировал своему питомцу.
Я попал «на выучку» к Хасину в шестом классе – в то время Абрам Иосифович уже работал в московском городском Дворце пионеров. Могу засвидетельствовать – Абрам Иосифович пользовался у ребят огромной любовью и уважением. Необычайной была сама личность Педагога, за внешней строгостью которого скрывалась удивительная доброта. Я, например, не припомню случая, чтобы Хасин был резок со своими учениками или заставил нас почувствовать себя неловко. Однажды я «набедокурил» в школе (бывало и такое), и Абрам Иосифович проводил со мной воспитательную беседу. Не было никаких упреков – просто спокойно разъяснял, что так поступать не следовало. А в конце разговора Абрам Иосифович неожиданно сказал: «А знаешь Саша, я и сам, когда учился в школе…»! Для меня такое терпимое и уважительное отношение к людям стало уроком на всю жизнь.
Шахматные занятия в нашей группе проходили самым обычным образом – рассматривались партии учеников, анализировались разные позиции, освещались отдельные темы. Главный обучающий эффект заключался в деталях – в тех оценках, рекомендациях, высказываниях Мастера, из которых, как из кусочков мозаики, формировалось наше понимание игры.
На тренировках широко использовался игровой метод. Прежде чем приступить к изучению очередной классической или современной партии, ребятам частенько предлагалось разыграть между собой одну из ее ключевых позиций. Иногда практиковалась и игра «вслепую».
Была еще знаменитая «хасинская картотека» – прообраз современных компьютерных баз. Из шахматных бюллетеней вырезались партии, которые затем наклеивались на карточки и сортировались по дебютным индексам. При изучении определенного дебютного варианта мы получали в свое распоряжение соответствующий ящичек из картотеки, содержащий партии на заданную тему. Впрочем, сравнение картотеки с современными базами данных является весьма условным. Сегодня на головы игроков выливается несметное количество подчас совершенно ненужной информации. А в советском «Шахматном бюллетене» публиковались только наиболее интересные партии турниров – редакционная коллегия журнала обладала хорошим шахматным вкусом.
Но главное, еще раз повторю, заключалось в оценках Мастером самых разнообразных позиций, суммировавших его огромный шахматный и жизненный опыт. Приведу несколько поучительных примеров:
– В одной из партий мне удалось тактическим путем выиграть пешку. Желая развить успех, я продолжал преследовать противника, сбившись на внешне активные ходы. Постепенно мое преимущество растаяло, и партия завершилась вничью. После игры Абрам Иосифович заметил: «Выиграв пешку, нужно, в первую очередь, консолидировать свою позицию!»;
– «Играя против изолированной пешки, следует разменять легкие фигуры, оставив на доске тяжелые».
А из книги Г.Сосонко «Тогда» я узнал, что молодому Борису Гулько запомнилось другое высказывание Хасина на похожую тему: «Если у вас конь пешку неприятельскую блокирует, к эндшпилю стремитесь, а если против коня-блокера играете, старайтесь атаку создать»;
– «В борьбе ферзя против двух ладей преимущество будет на стороне ферзя в том случае, если взаимодействие между ладьями нарушено». На это высказывание Абрама Иосифовича недавно обратил мое внимание международный мастер Игорь Январев.
Следующему эпизоду необходимо предпослать небольшое вступление. В детстве я познакомился с партией Тарраш – Тейхман (Сан Себастьян 1912), ставшей классическим образцом разыгрывания «французского» эндшпиля.