С окончанием учебного года, неважно, студент ты или обычный школяр, наступает самое счастливое время – лето! Наконец-то можно забросить в самый дальний угол учебники, не ходить в разные там секции и кружки, которые на лето тоже закрываются, в общем, жизнь вступает в фазу Великого Ничегонеделанья. Вот тут и начинается самый клёв! Как для опытного рыбака зорька, так для шахматного тренера лето – сезон «ловли» учеников своих, когда появляется возможность интенсивно позаниматься. Конечно, на крючок попадают далеко не все, многие исчезают из поля зрения на все три летних месяца. Сознательные же родители прекрасно понимают, что всё хорошо в меру, особенно безделье. И поэтому они с удовольствием откликаются на предложение отправить своих детей в шахматные лагеря. (Определение «шахматный лагерь» мне совсем не нравится: звучит по-детски и не в полной мере отражает суть процесса. Гораздо уместнее определение «учебно-тренировочный сбор», как оно называется у спортсменов, и в чём я в годы своей молодости принимал участие сам.) Греция, Болгария, Черногория, Белоруссия… вариантов много, только выбирай! СШОР «Юность Москвы» (он же клуб имени Тиграна Петросяна) готова загрузить своего ученика хоть на всё лето – пожалуйста! Причём цены заметно ниже рыночных, во многих случаях вместе с детьми могут поехать и родители. Помимо «государственных» предложений, тренеры школы проявляют и личную инициативу, так, Людмила Сергеевна Белавенец из года в год возит детей на турнир в Румынию, тропу в Польшу проложил Евгений Александрович Решетников. Ваш покорный слуга по старой турнирной памяти предпочёл Грецию, о сборе в которой, собственно, и пойдёт речь. Да, прежде чем перейти к подробностям, выражу признательность и благодарность директору школы Наталье Николаевне Чухровой, без всемерной поддержки которой подобные поездки были бы просто невозможны.
В середине июня школьный сезон завершается турниром «Здравствуй, лето», по окончании которого вот уже второй год подряд мы отправляемся в Грецию, остров Эвбея, город Амаринтос. Мы – это отряд из тренера, учеников и группы поддержки этих самых учеников, в которую могут входить родители, бабушки, сёстры, братья и т.д. Количество учеников осталось прежним – 12. Местечко нашего базирования тихое, спокойное, вдали от бойких туристических центров, внутренние ворота нашего уютного мини-отеля выводят прямо к морю, тут же в таверне на свежем воздухе место для занятий, магазины и всякое прочее – всё в шаговой доступности.

Несказанно повезло с погодой: изнуряющая жара ещё не наступила, в то же время солнца для активного пляжного отдыха было вполне достаточно. По вечерам тут же на пляже проходили нешуточные футбольные баталии. А уже непосредственно перед сном под ветвистым тутовником во дворике нашего пансиона ребята играли в только им понятные настольные игры, любимая из которых, насколько я понял, «мафия». «Город просыпается», «доктор убит», «комиссар убит» – всё время у них там кого-то убивают… в общем, сплошная жуть)))


Не меньшим успехом у ребят пользовались походы в местную кондитерскую «на мороженое». Взрослые не отставали! Такого вкусного мороженого в Москве не отведаешь. Ещё ребята теперь знают, что такое настоящий греческий салат, из настоящей греческой таверны, а не ту пародию на греческий салат, что предлагают у нас, например, в «Му-Му» на Большой Дмитровке.

Экскурсии в Афины и Дельфы, купание в чистейших водах Эгейского моря, футбольные баталии и другие курортные прелести смотрите в фотогалерее. Далее пойдёт речь о самом процессе.

Два занятия в сутки, до обеда и после, по два часа каждое, 21 день подряд. К подобной нагрузке никто не привык, в школьное время дети приходят два раза в неделю на те же два часа. Это в идеале, если не пропускают, а они, разумеется, пропускают, да ещё как. В общем, некоторые из детей в эти три недели получают почти годовую нагрузку.
Другой вопрос – как выстроить учебный процесс, учитывая разный уровень юных игроков, от третьего разряда до первого? Или возраст? Самому юному спортсмену Вове Ерёмину всего 6 лет, но ничего, забегая вперёд, скажу – молодец, выдержал, пропустил всего одну или две тренировки. Самый простой для тренера выход – игра и решение задач. Играют-решают, играют-решают… хотят блицевать – извольте; «шведки», в которые дети готовы биться хоть круглые сутки, – пожалуйста, вплоть до «двухходовок» и «поддавков», по принципу «чем бы дитя ни тешилось…», а там и сбору конец. Столь халтурный подход тоже что-то даст, это всяк лучше, чем ничего, однако ведь хочется провести время с наибольшей пользой, дать по максимуму, а сколько каждый возьмёт – другой вопрос, от тебя не всегда зависящий.
Шахматную партию, как и организм человека, можно разделить на части. Дебют, миттельшпиль, эндшпиль – это если делить по-крупному. Само понятие «дебют» состоит из разных начал, систем, гамбитов, защит и т.д. Имеются различные типовые позиции миттельшпиля, например, позиции с изолированной пешкой. Об эндшпилях и не говорю – пешечные, ладейные, ферзевые… короче, уйма всяких. Изучать всю эту массу шахматных знаний по отдельности дело довольно муторное и малоинтересное, особенно, когда многие из этих знаний оторваны от конкретной шахматной жизни. Представьте только, заканчиваешь шахматный ВУЗ, а у тебя в дипломе – «специалист по окончаниям с разноцветными слонами при пешках не более пяти». Ничего смешного! Мы приходим в районную поликлинику, где сначала нас отправят к специалисту по левому уху, затем по правому глазу и т.д. К чему я клоню? Я против подробного изучения разных стадий партии, её деталей, скажем, ладейного эндшпиля? Нет, конечно, только «за», но лучше всего эти знания подавать максимально приближёнными к жизни. Возьмём, например, элемент «тактика», которому на начальном этапе вслед за самой игрой уделяется максимальное время. Дети решают, решают, решают… достигают в этом определённых этапов, доходят до высоких степеней трудности, способны уже решать «пятёрочку», но вот создаётся ситуация в партии, задачка на «2» или даже «1» – и мимо, даже не заметили.
Про эндшпили я вообще молчу – сплошная чёрная дыра.

Всё же самым запущенным местом у детей, как ни странно, является дебют. Не знаю, как у других тренеров, но именно тут у меня возникают главные трудности. Некоторые случаи просто вводят в ступор. Переходит ко мне мальчик. Перворазрядник, вполне себе интересный, перспективный, «соображающий» – выводы из тренировочного процесса. Подошло время играть в первенстве Москвы. И что я вижу? Результат белыми 0,5 из 4. Смотрю партии, везде «каменная стена» обратным цветом: 1.f4 и далее построение e3, d4, с3, напрочь убивая слона с1. Там идея в том, чтобы коня на е5 и далее – прямая атака на короля. Однажды виды на атаку появились, требовалось пожертвовать, но необходимой для данного варианта пробивной мощи проявлено не было. Чуть промедлил, чуть не туда – и момент упущен, а изначальная проблема «тупого» слона никуда не делась. С этим слоном он так из партии в партию и загибался. Я ему: «Зачем ты играешь столь убогий дебют? Неважно, что ничего другого ты не знаешь. Во-первых, твои соперники тоже ничего не знают, во-вторых, хуже всё равно не будет». Прошло время, первый тур «петросяновского» опена «Здравствуй, лето». И что я вижу? Конечно, 1.f4! Каков итог? Конечно, 0-1. Я уже за помощью к маме, мол, где и как ваш сын подцепил эту дебютную заразу, от которой никак невозможно избавиться. Затем обращаюсь к самому герою: слушай, ок, дебют бывает сам по себе дрянной, но даёт хорошие результаты, или хотя бы, несмотря на свою дурную репутацию, в этом варианте получаешь перспективные позиции, но у тебя же – полная, беспросветная безнадёга: и позиции получаешь убогие, и результат в 9 случаях из 10 плачевный. И чего, спрашивается… «А мне нравится!» – получаю ответ. Вот вам ещё один пример на тему «любовь зла», на что можно лишь беспомощно развести руками.
Известно, что переделывать всегда труднее, чем строить с нуля. Так и с дебютом. До тренерской работы с совсем юными шахматистами я и предположить не мог, что самые упёртые консерваторы – дети, причём, чем меньше возраст, тем эта упёртость проявляется с большей силой. Знакомство с шахматами с чего начинается? Обозначили силу фигур, научили ими ходить, далее что? Понятно, «детский мат». Пройдя этот важный этап, когда объяснят, что так просто мат не ставится, переходят к следующему этапу обучения – «развитие фигур». Партия начинается с тех же ходов, что и при «детском мате», только без выпада ферзя на h5. Коней на f3 и с3, слона на с4, рокировка, далее единственной продуктивной идеей является связка коня f6 с последующим её использованием посредством Nd5. Чёрные делают то же самое, кто вперёд использует связку, тот и молодец! Если же соперники уже продвинутые, предусмотрительно выставят пешки на h3 и h6 – тогда начинается вызывающее зевоту рутинное перетягивание канатов. И вот на этом этапе дети застревают напрочь, подъёмным краном из этого дебютного болота их не вытащишь. Зачем осваивать что-то новое, когда в своём болоте всё известно и так знакомо. Предвижу резонный вопрос: разве в дебютных проблемах ученика виноват не тренер? Отчасти это так, однако в процессе рутинного школьного обучения, когда занятия проходят в группах, когда сегодня ребёнок пришёл, а следующее занятие он пропустил, уделять много внимания дебюту – крайне непродуктивно, не говоря о том, что на определённом этапе к выбору дебютного репертуара необходимо подходить крайне ответственно. Тут, как при выборе обуви, необходимо, чтобы дебют был впору, нигде не давил, чтобы чувствовалось в нём легко и комфортно. Можно, конечно, всех в кирзовые сапоги…

В Грецию приехали ребята не только из моей группы, с некоторыми я не был знаком вовсе, в общем, нужно было проверить всех в деле. Поэтому начали сбор с турнира (по часу каждому, партии записываются). Разделившись на две команды по шесть человек, «Радужные панды» и «Розовые кенгуру», ребята сразу включились в работу. Разумеется, тут же обрушилось ставшее за время работы детским тренером для меня тошнотворным 1.е4 е5 с дальнейшим симметричным развитием фигур. Кое-какое разнообразие наблюдалось у ребят постарше, лечебным бальзамом на мою израненную тренерскую душу вылилась следующая партия.