В Новом Крыле Дома Гоголя проходит выставка «Горизонталь превращения». Название проекта отсылает к одному из правил шахматной игры, согласно которому пешка, достигнув противоположного края доски, превращается в иную фигуру.
На проекте легко почувствовать себя шахматной фигурой, путешествуя с помощью карты в виде шахматной доски, где каждый шаг приближает к превращению - из пешки в ферзя.
В горизонтали залов Нового крыла работы, созданные представителями разных поколений современного отечественного искусства, претерпевают семантические и визуальные метаморфозы, вызванные метафорической силой шахмат.
Сами же шахматы являются не столько фокусом выставки, сколько преломляющей призмой, сквозь которую предлагается взглянуть на те смыслы и проблемы, которые волнуют художников, и на сами произведения. Так, одни авторы целенаправленно использовали шахматную визуальную эстетику и атрибутику. В экспозиции представлены, в частности, интерактивная инсталляция Георгия Кизевальтера, иллюстрирующая задачу о расстановке восьми ферзей, гигантская шахматная доска Игната Данильцева, шагнув на которую в поиске ответа на загадку, посетитель сам ощутит себя фигурой. В одном из залов зритель увидит объекты из заброшенного шахматного клуба, которые, попав в руки Яна Гинзбурга, пережили эстетическую и смысловую трансформацию.
Георгий Кизевальтер
Фрагмент интерактивной инсталляции “Восемь ферзей”
1984-2021
Игнат Данильцев. “Фигура” 1998
Загадочный артефакт, купленный художником на блошином рынке, вокруг которого он развернул свое художественное исследование.
Варианты назначения странной фигуры проиллюстрированы в черных полях шахматной доски. Правильного ответа на ее поверхности нет, однако каждый ход приближает к разгадке.
Ян Гинзбург. “Доска 1” 2014
В других же произведениях, первоначально с заданной темой не связанных, чтобы увидеть параллели с игрой, нам нужно немного изменить оптику, перейти на ассоциативный уровень восприятия. Так, например, в медиаинсталляции “Глубина цвета” как и в шахматной доске базовыми структурными элементами работы выступают квадратные ячейки. Однако плоскостность трансформируется в глубину и объем, а строгой черно-белой бинарности противостоит весь спектр цветов.
Платон Инфанте. Медиаинсталляция “Глубина цвета” 2017
Или же бумажные скульптуры Михаила Молочникова, которые могут представать перед нами в разных ипостасях: как тотемные фигуры, антропоморфные или — в контексте выставки — шахматные. Тем самым они будто бы балансируют между разными мирами: трансцендентным, человеческим, игровым.
Михаил Молочников. “Антенны к Богу” 2001-2003
В завершающем зале любой желающий сможет сыграть эксцентричную партию, используя шахматный набор, в котором фигуры отличаются не формой, а весом и звучанием. Для выставки была создана реплика шахмат Такако Сайто - японской художницы, представительницы движения Флюксус.
Такако Сайто
Звуковые шахматы 1977 (реплика 2021)
Куратор: Алиса Шаврина
Художники: Мария Арендт, Ян Гинзбург, Игнат Данильцев, Платон Инфанте, Георгий Кизевальтер, Анастасия Литвинова, Михаил Молочников, Саша Новосёлова, Алексей Трегубов, Дарья Яроменок.
Выставка продлится до 12 сентября
Адрес: Никитский бульвар 7 (Новое крыло Дома Гоголя)
Время работы: среда - воскресенье с 12 до 20