четверг, 21.11.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Чемпионат США, Сент-Луис11.10
FIDE Women’s Grand Prix29.10
Матч на первенство мира20.11
Поддержать сайт

Детали


 

Агон. Почему это не плохо, а очень плохо

Финиш матча в Нью-Йорке и предстоящий старт London Chess Classic - прекрасный повод порассуждать о двух разных подходах, моделях  в освещении, продвижении, расширении аудитории, ну и, произнесем это слово, коммерциализации шахмат.

Почему это самое удобное время? Ответ прост. М.Пейн, организатор LCC, демонстрирует совершенно иной подход, чем И.Мерензон. Говоря по-простому - Малькольм в отличие от Ильи "шарит" (то есть выступает за максимальное "расшаривание" - завсегдатаи соц. сетей хорошо понимают, о чем речь - всего, что касается его турнира). Преимущества  подхода М.Пейна особенно рельефно проступают в сравнении с тем, что сделал Агон с турниром претендентов и матчем за корону.

Итак, краткое содержание предыдущих серий. 

Как мы хорошо помним, за несколько дней до старта (sic!) турнира претендентов, весной этого года Агон (фирма, которой ФИДЕ передала все права на организацию цикла чемпионата мира) представил миру "новую модель" освещения шахмат, новаторство заключалось в тотальном запрете  ретранслировать ходы всем другим известным площадкам. Под лозунгом и под флагом коммерциализации шахмат часто мелькали фразы «как в футболе», «как в теннисе»…

Возможно, для многих наблюдателей осталось незамеченным, но и в футболе, и в теннисе условия ретрансляций известны задолго до события, а решение Агона было объявлено лишь за пару дней до старта, что представляется нарушением не только норм коммерции, но и обычной  этики. Отметим, что специалистам была очевидна незаконность "новой модели" - как нам пояснили в ответ на наше обращение в адвокатском бюро "Барщевский и партнеры",

Размещение информации о ходах шахматных партий, по нашему мнению, не является нарушением права интеллектуальной собственности. В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 прямо указано, что шахматная партия не охраняется авторским правом.
Даже если бы законом допускалась охрана шахматных ходов как объекта авторского права, то размещение информации о содержании шахматной партии нарушала права автора, т.е. шахматиста, а не организации, которая проводит соревнования. 

Однако Агон не претендовал на копирайт ходов, выдвинув "оригинальную" идею "копирайта события", неизвестную российскому законодательству. Доктрина «hot news», на которую ссылался Агон, также неизвестна российскому праву и не предоставляет правовой защиты в описанной ситуации. В целом, по заключениям наших экспертов, никакие механизмы российского законодательства не позволяют Агону втиснуть свои запреты в "правовое поле".

Помимо прочего, так называемый официальный сайт, который весной представил зрителям Агон, оказался не готов технически, он не был на передовых рубежах шахматной веб-индустрии. Достаточно сказать, что оф. сайт предлагал регистрироваться, создавать пароли и аккаунты на сайте, который не имел сертификата защиты.

Все эти действия позволяют сделать однозначный вывод, что под флагом  коммерциализации была предпринята попытка монополизации представления шахмат в сети. Новая модель была подкреплена угрозами судебного преследования шахматных сайтов, нарушивших запрет на ретрансляцию. Именно тогда, в преддверии турнира претендентов я предложил решение - разработать шаблон, виджет и предоставить всем желающим возможность ретранслировать ходы и рекламу спонсоров.  И Агон таки его разработал -  но при этом  умудрился и эту инициативу реализовать с точностью до наоборот, доведя ситуацию до абсурда,  полностью исказив основной посыл - распространение рекламы спонсоров, о которых на словах так печется Агон! Предоставив виджет, то есть ходы, он... запретил их комментировать. Можете подобрать сами любое слово для характеристики подобной ситуации, вряд ли оно будет "мягким". Вишенкой на торте в данной ситуации может послужить коммент от разработчика этого "чуда":

«Существующие на тот момент шахматные ресурсы пахли нафталином и всем своим видом показывали, что шахматы находятся в жопе. Agon поставила перед нами задачу эту ситуацию изменить». 

Это слова. А вот дела. Ниже на гифке вы можете понаблюдать "измененную ситуацию"  - фигуры "танцевали" большую часть первой партии, потом этот баг проявился и на финише матча. Неудобство в использовании, отсутствие компьютерного анализа  и пр. ляпы и недостатки этого виджета - тема отдельного разговора. 

"Организаторы шахматных мероприятий обладают абсолютными монопольными правами на материалы, подпадающие под применение авторских прав: они обладают всеми правами на фотографические материалы, видеоматериалы с вебкамер (игроков во время игры за доской); аудиоматериалы, касающиеся их трансляций в прямом эфире; интервью после партий, включая статические фотографии, видео и аудио; права в рамках пресс-конференций; они обладают правами на материалы, способствующие продвижению игроков, а также торговыми правами на изображения игроков и отданные им "лайки", а также прочими цифровыми правами. Они в полной мере обладают исключительными правами на авторские материалы, позволяющие им наилучшим образом провести он-лайн демонстрацию собственного шахматного мероприятия. Они могут разместить все свои материалы на DVD или на ином носителе по своему усмотрению. Как может кто-либо "соревноваться" с подобной трансляцией? Итак, обладая всеми этими правами, что они решают сделать со своим временем и деньгами? На самом деле это полный бред: они тратят большие суммы денег, стремясь получить то единственное право, которого у них нет: копирайт  на шахматные ходы на очень, очень  короткий период. Почему они это делают? Чтобы другие не занимались продвижением этого мероприятия? Это ж все равно, что рубить сук, на котором сидишь, очень глупо. Шахматные партии и шахматные ходы всегда были достоянием общественности на протяжении десятилетий и даже веков. Запись сделанного хода это своего рода "данность". Как, например, "на 25-м ходу Магнус сыграл 25.Сxd5, пожертвовав слона". Это факт, это случилось. Нынешние организаторы признают, что нотация шахматной партии относится к общественному достоянию, но выдвигают новый аргумент: они являются правообладателями шахматных ходов лишь на время проведения мероприятия, и только после завершения партии ее запись переходит в общественное достояние. Совершенно бредовый аргумент. Я считаю, это просто ерунда какая-то. Как можно бороться за авторские права, существующие несколько часов или даже минут? Где они хотят "регистрировать" такие "летучие" права? Как можно нарушить некое право, которое нигде в мире не может быть зарегистрировано? Глупостью и упрямством их действия не объяснить. Тут, верно, что-то другое. Я не знаю, что именно. Страх? Они боятся, что другой сайт с комментариями "уведет" их зрителей? У меня нет объяснения."

К козырям, которые перечисляет  Сейраван,  на матче в Нью-Йорке добавились еще два, казалось бы несокрушимых: героическая игра Сергея Карякина, позволившая сохранить интерес к матчу до самого последнего хода плюс великолепная Юдит Полгар, чьи комментарии, по общему признанию многих наблюдателей, были на уровне лучших образцов  - но и в этих условиях Агон умудрился вдрызг проиграть конкуренцию другим площадкам (вместе со своими "продуктами" - сайтом, напоминающим шаблон, и явно "недоделанным" виджетом, уступающим по всем параметрам даже не самым продвинутым образцам).

Таким образом "новаторская модель" продвижения шахмат от Агона сократила аудиторию , на которую могли бы "выйти" спонсоры матча, в несколько раз!
 

Пока ораторы Агона рассуждают о потенциальных миллионах зрителей - реальная аудитория исчисляется десятками тысяч (норвежцев возьмем в скобки)),  и большинство из них следили за матчем на других сайтах.  

Можно долго разбирать и характеризовать деятельность Агона  - но сегодня мы вправе ограничиться одним термином, вполне достаточным - в плане запрета онлайн-трансляций ходов - она незаконна.

Вслед за российским арбитражем, иск Агона отверг и американский суд.


В заключение предоставим слово Малькольму Пейну,  вряд ли кто лучше его самого объяснит суть и принципы альтернативного агоновскому подхода, в основе которого, на наш взгляд - профессионализм, большой опыт в организации крупных турниров, а самое главное, реальное знание ситуации.

- В серии турниров Grand Chess Tour Вы приняли решение сделать доступными для сторонних сайтов не только ходы, но и видео на вашем сайте. Не могли бы вы объяснить, в чем тут состоит философия?

- Ну, думаю, это демократическая философия. Шахматы - это глобальная игра, и мы хотим, чтобы ей могли наслаждаться как можно больше людей. У нас совсем нет никаких мыслей ограничивать возможность следить за ходом турнира или же пытаться каким-то образом заработать на этом. Это явно не путь вперед. Глядя на то, как развивается интернет, самый простой способ - это привлечь внимание максимально возможного количества людей. Именно так, мы думаем, надо поступать. Конечно, в прошлом презентации для широкой аудитории, что называется, были ориентированы на чисто шахматную сторону дела или же на шахматистов. У нас акцент делается не на игроков, а в целом на широкую аудиторию… Я призывал некоторые СМИ чуть снизить профессиональный уровень репортажа, что позволит заинтересовать куда более широкую аудиторию. Дело в том, что взаимодействие с Вивенди и Daily motion games позволяет нам использовать платформу, поддерживающую все эти многочисленные видеопотоки, которыми могут воспользоваться все. Ранее сделать это было либо сложно, либо стоило крайне дорого. Теперь же, при содействии Daily Motion Games, все видеоматериалы или же потоки комментариев могут быть размещены на одной платформе. В игровом зале у нас установлено 23 камеры. Люди могут наблюдать все, что им захочется. Настоящая радость как раз и состоит в том, что все это становится доступным каждому. Каждый может делать собственный комментарий и добавлять туда, поэтому если вы хотите сделать любительский комментарий, не думаю, что мы будем против. Мой амбициозный план состоит в том, чтобы использовать максимальное количество языков в комментариях для максимального количества рынков, и эта платформа Daily motion games просто идеальна для этих целей.

- Однако, если мы обратимся к аргументам ФИДЕ, все выкладываемые Вами видео разойдутся по другим сайтам, особенно что касается on-line трансляции ходов. ФИДЕ заявляет, что если люди будут смотреть трансляции исключительно на ее сайте, то легче будет набрать максимальное количество просмотров, что позволит, в свою очередь, получить одобрение достигнутых результатов со стороны спонсоров. В чем тут разница?

- Разница в том, что по всем видеопотокам у нас проходит информация о спонсорах. Все, кто делают комментарий, пользуются видеопотоками. Именно поэтому спонсоры получают рекламу, причем более легким способом, совсем не заставляя никого куда-то идти и что-то смотреть. К тому же, если Вы настаиваете, чтобы на Ваш сайт зашли, Вам следует располагать очень хорошей инфраструктурой. Вспоминаю 1997 год, когда работал консультантом в компании IBM во время проведения знаменитого матча с компьютером Deep Blue. Меня тогда спросили: "И что же будет происходить с этими шахматами в интернете?". Я им тогда ответил: "Господа, я совершенно неизвестный никому шахматист, который прибыл к Вам из Лондона поговорить о шахматах, но первое, что случится, когда Гарри сделает свой первый ход - ваш сайт рухнет". Я помню совершенно мертвое молчание в комнате, какой-то шок, что ли. И кто-то, я уж не помню кто, может быть, один из заместителей руководителя, который почувствовал, что надо что-то сказать, выдавил: "Мистер Пейн, мы же компания IBM!". Ну и что, Вы думаете, случилось после g3? Весь сайт IBM полетел, сервер сдох. Поэтому, прежде всего, нам необходима эта колоссальная инфраструктура. Не всегда возможно удовлетворить все возникающие потребности. Ну и, во-вторых, конечно, все надо делать абсолютно правильно! Если что-то идет не так - все от этого страдают. Добавлю, что я просто не верю, что на шахматные ходы можно каким-то образом наложить авторское право. Этот вопрос некоторое время назад уже закрыли и мы просто не хотим, чтобы шахматы развивались таким способом. Я Вам приведу пример из Великобритании, из области крикета. Конечно, для большинства из тех, кто сейчас смотрит это интервью, крикет вовсе не спорт, но в Британии он популярен. Даже в случае с футболом, я Вам скажу. Из-за влияния больших денег этот вид спорта уже не так доступен широкой публике, как было ранее, потому что трансляции идут по платным каналам, за которые платить уже могут далеко не все. Такой путь популяризации совсем не подходит. Если у Вас популярный вид спорта - отлично! Тогда Вам нужно найти определенный рыночный механизм, чтобы превратить вашу игру в нечто особенное. Но, поймите, шахматы еще даже близко не вышли на подобный уровень. До того, как кто-то скажет, что он обладает уникальными правами на них и может делать на этом деньги, пройдет 10-20 лет. Сейчас нужно улучшать и пропагандировать предлагаемый продукт, и это то, что мы стараемся делать.


Артур АВЕТИСЯН,

шеф-редактор chesspro.ru

 

Последние турниры

20.11.2024

.

29.10.2024

2-й этап Гран-при ФИДЕ.

11.10.2024

Призовой фонд $250 000, $152 000 (w).

03.10.2024

.

10.09.2024

В мужских и женских командах по 4 основных игрока и по 1 запасному.

18.08.2024

.

16.08.2024

.

11.08.2024

Призовой фонд $ 175,000.

14.07.2024

Общий призовой фонд: 28 500 швейцарских франков.

09.07.2024

Призовой фонд $175 000.

25.06.2024

Призовой фонд $350,000, первый приз - $100,000.

Все турниры

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум