|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Меломаны и шопенисты
Имена имеют свою силу. И Рихтеру, и Гилельсу была создана с годами такая слава, которая катила их сама по дороге бесконечного успеха. По-настоящему, требовательности у этих великих талантов к себе не было. Рихтер, например, мог заниматься три месяца музыкой по 20 часов в сутки, а потом он мог три месяца не подходить к инструменту. Соответственно, он был зачастую просто не готов к концертам. Тогда-то он и звонил одному своему другу, пианисту ничем не хуже его самого, и просил его зайти к себе и дать оценку его игре. Иначе говоря, сказать, готов ли он, Рихтер, к концерту. Тот должен был нелицеприятно высказать свое мнение. Для Рихтера оно становилось вердиктом. Люди старшего поколения, наверное, помнят, что Рихтер весьма часто отменял, иногда в последнюю минуту, свои концерты в Москве и Ленинграде. Никто не знал, что крылось за этими неожиданными отменами концертов в последнюю минуту. Люди стояли в кассу, чтобы вернуть билеты на долгожданный концерт. Рихтер был человек весьма ранимый и самолюбивый – особенно он не хотел играть в крупнейших советских городах. Во-первых, ему не хотелось появиться на сцене и провалиться на глазах у публики. Кроме того, как у всякого талантливого человека, у него было немало недоброжелателей – в данном случае в музыкальном мире.
Горовиц, находясь в Москве в 86-м году, когда его спросили о Рихтере в одном из интервью, долго не мог вспомнить, о ком идет речь, а потом вдруг вспомнил: «А, это тот, которому переворачивают ноты!..» Конечно же, слова великого мэтра пианистического искусства чересчур саркастичны, но что-то в них есть...
Гилельс, сам того не ведая, еще в молодые годы повлиял на своих друзей и родных, так сказать, идеологически. Слава уже году в 36-37-м была у него фантастическая. К 17-18 годам он был известен почти каждому советскому человеку не меньше, чем Стаханов. Его принимал Сталин. Этот паренек с копной огненно-рыжих волос пленил вождя, который, как известно, не чурался искусств. Игра в «кошки-мышки» с интеллигенцией была настольной игрой «лучшего друга детей и физкультурников». Гилельс часто играл перед Сталиным лично. Приглашался в Кремль и играл для вождя. Бывало так, что они оставались tete-a-tete. Часто молодой Эмиль видел Сталина в кругу других «меломанов» - Молотова, Ворошилова, Кагановича и прочих «шопенистов». Я не знаю, как Эмиль уцелел, но язык был у него явно не на привязи; во всяком случае, он порассказал немало о Сталине и его окружении. В основном, это были довольно смешные истории. Эмиль умел видеть смешное. Особенно его удивляло то, что Сталин вблизи казался довольно забавным персонажем. При том, что уже тогда, в ту пору арестов и исчезновений, вождя боялась вся страна. А в рассказах Гилельса Сталин представал этаким юморным (могу
употребить это слово –оно, мне кажется, тут к месту) старикашкой, чуть-чуть выпивохой и любителем ненавязчиво поиронизировать.
Что я хочу сказать? Да то, что Гилельсу еще в юные годы Сталин – а ведь он олицетворял тогда все советское общество, да что общество! – в глазах, особенно мальчишки, весь мир! – Сталин представал как вполне земной человек. А такому человеку свойственны все земные грехи и недостатки. Потому для Гилельса уже с молодых лет тиран был снят с пьедестала. И с ним вместе, соответственно, вся советская жизнь. Поэтому-то Эмиль не был заворожен и заморожен «образом Сталина» так, как миллионы и миллионы людей, практически все люди той эпохи от мала до велика.
Запомнилась мне такая история. Эмиль Григорьевич отправился где-то в начале 60-х годов в турне по Америке. И вот, находясь в Нью-Йорке, он получил приглашение от Владимира Горовица посетить его дом. Великий пианист к тому времени совершенно отошел от публичных выступлений. Только записывался на пластинки, которые стоили невероятные суммы. Дома Горовиц начал музицировать перед Гилельсом. «Знаете ли, - рассказывал, вернувшись в Москву, Гилельс, - я никогда в жизни не чувствовал ничего подобного. Это была такая игра, такое, что я никогда в жизни, поверьте мне, не слышал вживую! Нам так никогда не сыграть! Я понял: зря я стал пианистом!..» И Эмиль Григорьевич показывал друзьям пластинки концертов Горовица, подаренные ему величайшим музыкантом. Денег, заработанных во время турне для покупки столь дорогих пластинок, Гилельсу не хватало. Все приходилось отдавать в СССР уже новым "шопенистам", пришедшим на смену Сталину.
Прошло несколько лет, и снова Гилельс оказался в Нью-Йорке. И снова для него играл Горовиц в своем доме. И опять Гилельс рассказывал ту же самую историю. Только на этот раз он заметил: «Я вообще жалею теперь, что занялся музыкой!»
Наверное, эта внутренняя мука, - понимать, что ты в своем деле, вроде бы признанный всем миром, не лучший, - самая страшное из терзаний в искусстве. Шахматисту, должно быть, лучше. Там, в шахматах, есть хотя бы надежда - отыграешься в другой раз, возьмешь реванш и докажешь всем...А тут не отыграешься. Да и на ком и на чем отыгрываться? На Бетховене и Шопене? |
|
|
|
|
Редко кто мог вести себя относительно свободно со Сталиным, одним из таких людей была пианистка Мария Юдина. Это известная история (Волков со слов Шостаковича?), но все равно поражает:
Однажды Сталин позвонил в Радиокомитет, где заседали руководители нашего радиовещания. И спросил, есть ли пластинка фортепианного концерта Моцарта N23, которую он слушал по радио накануне. "Играла пианистка Юдина" - добавил он. Сталину отрапортовали, что, конечно, есть. На самом деле ее не было. Концерт передавали из студии. Но Сталину смертельно боялись сказать нет. Никто не знал, какие будут последствия. Жизнь человеческая ничего не стоила. Можно было только поддакивать. А поддакивать надо было сумасшедшему.
Сталин велел, чтобы пластинку с концертом Моцарта в этом исполнении доставили к нему на дачу. В Радиокомитете паника. Вызывают Юдину. Собирают оркестр. Ночью устраивается срочная запись. Все тряслись от страха. Кроме Юдиной - ей море по колено. Она позднее рассказывала, что дирижера пришлось отправить домой. Он от страха ничего не соображал. Вызвали другого. Но и этот дрожал и только оркестр сбивал. Только третий оказался в состоянии довести запись до конца. Думаю, это уникальный случай в истории звукозаписи. Факт смены трех дирижеров в течение одной записи. К утру она была готова. На другой день изготовили единственный экземпляр пластинки. В исторически кратчайшие сроки. И отправили ее Сталину. Это тоже был рекорд. Рекорд подхалимажа.
Вскоре Юдина получила конверт, в который было вложено 20 000 рублей. Ей сообщили, что это сделано по личному указанию Сталина. Тогда она написала Сталину письмо. Рассказ ее звучал неправдоподобно. Но она никогда не лгала. А писала она следующее: "Я буду о вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви". С Юдиной ничего не сделали. Сталин промолчал. Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым.
Тираны и юродивые одинаковы во все времена. Читайте Пушкина и Шекспира. Слушайте Мусоргского.
|
Несколько интересных ссылок:
http://community.livejournal.com/chtoby_pomnili/59796.html
http://berkovich-zametki.com/Nomer28/Neuhaus1.htm
http://www.youtube.com/watch?v=u0wxh0yKVQw |
|
|
|
|
|
Я, конечно, в музыке - полный профан, но я слышал и Горовица, и Гилельса, и Рихтера. Мне кажется, что Гилельс и Рихтер достаточно самобытны, чтобы не потеряться рядом с Горовицем, не потускнеть, не отойти на тридцать третий план. Это не тот случай, когда один рассказ Чехова сразу уничтожает десятки повестей Боборыкина и отправляет их на литературную помойку. Тут соотношение скорее такое же, как между Пушкиным и Боратынским. Но подчеркну еще раз - я в этом ничего не смыслю. |
|
|
|
|
|
Уважаемый jenya,
Потрясающая история о Юдиной и Сталине! Я ее тоже читал у Волкова в книге "Царь и художник" и выучил почти наизусть.Интересно живут ли на Земле еще такие, как Мария Вениаминовна? Вот Сталины,наверное, есть. Или готовые быть Сталиными.
Огромное спасибо за интереснейшие ссылки! Я буду их изучать. |
|
|
|
|
|
Из книги Ю. Борисова "По направлению к Рихтеру"
http://www.sviatoslavrichter.ru/books/Borisov/index.php
С.Рихтер:
О фантазии и фуге a-moll (BWV 904) (имеются в виду сочинения Баха - azur)
Шел по Гоголевскому бульвару, и огромная толпа стучала шахматными фигурами, нажимая на кнопки часов. Невообразимый грохот коней и слонов.
У одного шахматиста не было пары. Он стоял с доской совершенно потерянный.
- Не сыграешь? - обращается ко мне.
- Я не умею.
- Ну, давай не по пять минут, а по десять.
- Я не умею.
- Ну, тогда по полчаса...
И пошел расставлять фигуры.
Из той "партии" я запомнил, как ходит белый конь. Как-то боком. И очень непредсказуемо. А ведь непредсказуемость - главное в искусстве качество. |
На том же сайте есть книга В. Дельсона о С. Рихтере
http://www.sviatoslavrichter.ru/books/Delson/index.php
Яков Мильштейн. По следам бесед со Святославом Рихтером
http://www.sviatoslavrichter.ru/books/Milstein/index.php
С.Рихтер:
- К сожалению, не всегда хватает времени для систематической работы в медленном темпе. Работа эта должна быть длительной, спокойной, а приходится часто многое делать в короткие сроки. Знаю, что надо сделать, и не успеваю.
- Что у меня всегда связано с как. Не могу сказать, где начинается одно и кончается другое.
- Конечно, о каждой разучиваемой и сыгранной мною вещи я могу что-то сказать. Музыка сама по себе не существует, она связана со многим. Но я не всегда могу передать в словах то, что чувствую, играя. Образ может быть и ясен, а может быть и не вполне определенным. И вообще я далеко не всегда думаю об образе. Он возникает интуитивно.
- У меня нет каких-то определенных сроков готовности к концерту. Я не считаю себя окончательно готовым ни за пять дней, ни за три дня, ни даже за один день. Теперь (сказано в 1948 году — Я. М.) я занимаюсь — и занимаюсь порядочно, часов по пять-шесть — в день концерта. Целиком вещь стараюсь не играть. Проигрываю из нее лишь отдельные места. Но проигрываю их «по-настоящему», в темпе, с полной отдачей, как бы «тренирую» артистизм исполнения. Мне это помогает. Естественно, что играювсегда что-нибудь из концертной программы. Ничего другого обычно не играю.
- Неудача никогда меня не обескураживает. Я не бросаю вещь, если она не получилась у меня на концерте так, как мне хотелось: я продолжаю работать над нею и играю ее до тех пор, пока она не станет получаться.
- Бывают периоды, когда совсем перестаю заниматься. Чаще всего — в холодные дни. Вообще не люблю холодов.
- Люблю заниматься ночью. Полнейшая тишина. Ничто не мешает. |
|
|
|
|
|
|
Кстати, на форуме того же сайта упоминали и книгу С.Волкова, якобы выдающего ее за мемуары Шостаковича.
Вот немного другой вариант истории с М.Юдиной:
Как-то вычитал из рассказа Альфреда Шнитке о записи моцартовского концерта Юдиной, что в ответ на деньги, Сталин получил от нее письмо в котором Юдина благодарила за оказанную ей честь, но деньги просила направить на восстановление одной из церквей. При этом она добавила, что будет молиться за Иосифа Виссарионовича, чтобы ему были отпущены его грехи. Человек, передавший Сталину это письмо, уже имел при себе приказ о ликвидации Марии Юдиной. Однако он явно поспешил. Нужно помнить, что Сталин любил разные игры и был опытным игроком. Он не умертвил ни Булгакова, ни Пастернака, хотя прекрасно отдавал себе отчет в их таланте, уровне культуры и степени противостояния. Он был нелюдим, жил в изоляции. Думаю, что иногда его забавляли такие перебои в этом запрограммированном одиночестве, как письмо Юдиной. К тому же Сталину, вероятно, нравилось, чтобы кто-нибудь за него молился: известно, что он учился в духовной семинарии.
Сталин прочитал письмо Юдиной, спрятал его в карман и не сказал ни слова. К разговору на эту тему он никогда больше не возвращался.
Это была цитата из книги Кшиштофа Мейера "Шостакович. Жизнь Творчество Время" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
azur: Из книги Ю. Борисова "По направлению к Рихтеру"
http://www.sviatoslavrichter.ru/books/Borisov/index.php
С.Рихтер:
О фантазии и фуге a-moll (BWV 904) (имеются в виду сочинения Баха - azur)
Шел по Гоголевскому бульвару, и огромная толпа стучала шахматными фигурами, нажимая на кнопки часов. Невообразимый грохот коней и слонов.
У одного шахматиста не было пары. Он стоял с доской совершенно потерянный.
- Не сыграешь? - обращается ко мне.
- Я не умею.
- Ну, давай не по пять минут, а по десять.
- Я не умею.
- Ну, тогда по полчаса...
И пошел расставлять фигуры.
Из той "партии" я запомнил, как ходит белый конь. Как-то боком. И очень непредсказуемо. А ведь непредсказуемость - главное в искусстве качество. |
|
Рихтер был не от мира сего
среди шахматистов сколько таких
среди ученых
но из каких они разных миров... |
|
|
|
|
|
Позвольте несколько уточнений и вопросов к Харитону:
И Рихтеру, и Гилельсу была создана с годами такая слава, которая катила их сама по дороге
бесконечного успеха. По-настоящему, требовательности у этих великих талантов к себе не было. |
Это с чего Вы взяли (последнее предложение)? Насколько я понимаю, то, что по жизни Гилельс с Рихтером были творческими соперниками уже является причиной повышенной требовательности к себе. Объем и качество их наследия говорят сами за себя.
Рихтер был человек весьма ранимый и самолюбивый – особенно он не хотел играть в крупнейших
советских городах. Во-первых, ему не хотелось появиться на сцене и провалиться на глазах у публики |
А кому хотелось, простите? Кроме Афромеева? Ведь все равно же приходилось выступать, и не только в крупнейших советских городах, но и в крупнейших городах мира... И вроде бы особенно не проваливался...Здесь принцип прост ; готов к концерту - играю, нет - не играю ...Кроме того, у Рихтера был наиогромнейший - его банально нужно было учить и учить...
Главное, что меня покоробило, это :
Горовиц, находясь в Москве в 86-м году, когда его спросили о Рихтере в одном из интервью, долго не мог вспомнить, о ком идет речь, а потом вдруг вспомнил: «А, это тот, которому переворачивают ноты!..» Конечно же, слова великого мэтра пианистического искусства чересчур саркастичны, но что-то в них есть... |
Ничего в них нет, по той простой причине, что Горовиц эти слова НЕ произносил. Дословно сказано : "А что, говорят, мой "коллега" Рихтер теперь часто играет перед публикой по нотам?" . Согласитесь, акцент здесь совсем на другом.Это вообще не может быть предметом для сарказма. Репертуар Рихтера был огромен,он превосходил репертуар Горовица; в пожилом возрасте (когда он и стал играть по нотам) непросто держать всё в голове. Но вот нашел цитату:
"Мне посчастливилось познакомиться со Святославом Рихтером около 20 лет назад на спектакле оперы
Вагнера, в которой я исполнял одну из партий. И первое, что меня тогда поразило, это то, что мы
беседовали с ним об оратории Шумана, и он тут же сел за рояль и исполнил увертюру из этой оратории наизусть. Это было тем более поразительно, что едва ли в Германии найдется сейчас человек, который мог бы вспомнить эту ораторию." Это Фишер-Дискау .
Насчет "долго не мог вспомнить , о ком идет речь" - это больше похоже на вашу литературную фантазию. Невозможно было не знать имени Рихтера - одном из самых громких имен мирового пианизма. Конечно, и Топалов может артистично изображать умственные усилия при воспоминании имени Крамника (фамилии можно поменять местами,некритично), но здесь не тот случай - конкурентами Горовиц и Рихтер не являлись,весь мир (читай - Америка) давно лежал у ног Горовица, а хамить в Москве он бы не стал. Здесь(http://www.day.kiev.ua/37108/) описывается их встреча, впрочем тоже смахивающей на литературный вымысел, но в книге Дюбала "Вечера с Горовицем" , в частности, Горовиц говорит о вышеупомянутом скрябинском этюде , который вроде сам считал неисполнимым, однако однажды услышал его по радио в великолепном исполнении Рихтера. Так что - знал, знал...
Про отзыв Гилельса о Горовице - не могли бы дать первоисточник? Очень яркая история, но все же
хотелось бы подтверждения... Просто Гилельс был абсолютно состоявшимся пианистом. Если не номер один в СССР, то номер два - точно, а СССР - не Монголия, а музыкальная сверхдержава, одна из
законодательниц мирового понимания музыки. Гилельс - тоже очень честолюбивый и ревнивый человек.
Правда, говорят, был на одних из его первых зарубежных гастролях случай, когда он остановил
славословицу в свой адрес фразой: "В Москве живет Святослав Рихтер, который играет получше меня"...но как-то слабо в это верится, во всяком случае подтверждения этому я не нашел..А уж о том , чтобы сменить профессию .. это должна была быть такая встряска... чтобы Гилельс воспринял игру Горовица, как игру Бога.. Слабо верится... При творческом-то самолюбии Гилельса... Поэтому и прошу дать источник - с совершеннейшим любопытством (вообще-то, история мне знакома, просто не уверен, что это был именно Гилельс)
Вообще , конечно же, не было НИКАКОГО превосходства Горовица над Рихтером. Это миф. Такой же , как и превосходство Рихтера над Горовицем,Гилельсом или той же Юдиной. Такой же, как превосходство Голливуда в творческом плане, джаза над французским шансоном...Да, значительно популярнее, но НЕ ЛУЧШЕ. Горовиц и сейчас остается первым номером рейтинга у НИХ, но этот номер не более чем уровень узнаваемости. При этом Горовиц - безусловно велик. Гений вне всяких сомнений! Но он - другой! У него были иные принципы, которые порой ужасали наших пианистов, например "Я ни за что не буду играть на концерте большую вещь, если она заканчивается piano или, еще хуже, pianissimo. Для публики надо играть большие вещи только с громким окончанием"; его иногда называли "бисовым" пианистом, за страсть играть на бис наиболее расхожие произведения, даже салонным. Тот же Рихтер однажды сказал про него :
"И феноменально, и возмутительно, и здорово, и чудный звук, и все так противоречиво. Такой талант! И такой пошляк" А Нейгауз в совей книге пишет : "В. Горовиц говорил мне когда-то (я ему советовал играть некоторые превосходные, но ещё малопопулярные сочинения), что играет он на эстраде только то, что больше всего нравится публике, остальное он может играть у себя дома. Концертная деятельность Рихтера и Горовица в некотором отношении принципиально различна (я здесь говорю о молодом Горовице, впоследствии он очень изменился). Один, в конечном итоге, идет на поводу у публики, другой ведет её за собой, учитывая в то же время её возможности и её характер. Девиз молодого Горовица: успех прежде всего! Девиз Рихтера: прежде всего искусство! Второй девиз включает идею служения публике, другой предполагает идею угождения публике". Еще я слышал фразу "Горовиц - лучший пианист мира! Рихтер - лучший музыкант..." Важный момент - Рихтер как-то сказал "Я ненавижу рояль . Я люблю музыку".
Впрочем , я далек от мысли противопоставлять гениев. Я просто хочу чуточку поправить некоторую
однобокость поста Харитона. Если Горовиц - 2800, то Рихтер с Гилельсом где-то очень рядом. Моё
мнение. И не только моё... Мне вообще кажется это очевидным - безусловная равновеликость этих имен... |
|
|
номер сообщения: 64-1-633 |
|
|
|
Кипер, спасибо. Меня так возмутил головной пост, что не стал и отвечать./////тоном человека, "воспитанного на преклонении перед гениальностью". А по существу - уж совсем оголтелое ///// - вываливание сплетен как непререкаемого источника информации.
По существу же - я тоже слушал об аналогичной реакции Гилельса на игру Горовица - но тоже не очень верится.
Я Горовица не слыхал. А Рихтера и Гилельса слыхал. Моё мнение - Рихтер выше. При том, что звук Гилельса - несравненный по красоте. А какой у него "Шопен" в шумановском "Карнавале"! Серьёзно - лучшего Шопена не слыхал :-)
Но. Когда Рихтер в ударе - ты присутствуешь при разговоре с Богом. Не для себя, не для публики, не для композитора, даже не для музыки разговор. И даже не для Бога - с Богом.
Гилель же - оратор. Гениальный. Но то - выше. |
|
|
номер сообщения: 64-1-636 |
|
|
|
Уважаемый Григорий,
Мы же с Вами так не договаривались.И вроде достигли какого-то цивилизованного уровня человеческих отношений.Раньше Вы мне советовали лечиться, а теперь обвиняете в хамстве. Смотрите, BKeeper написал мне подробное письмо,на которое я отвечу. Что-то я не принимаю, с чем-то соглашаюсь,но это письмо специалиста, человека,несомненно, понимающего и знающего мызыку и музыкантов. Ваше же письмо - это истерика и ничего более. Я даже не уверен, понимаете ли Вы разницу между Машей Школьник и Рихтером.
И потом что это такое- "Я Горовица не слыхал. А Рихтера и Гилельса слыхал". Как можно "слыхать" музыканта? Вот "Вы слыхали, как поют дрозды?" - это как раз то, что доктор прописал. Можно слыхать управдома - и то с трудом и не очень долго! Но не Клиберна.Если вы такое имя слыхали (или слушали? -я, с Вашей подачи, скоро сам начну путаться)
Или такой Ваш кусок (нарочно не придумаешь!):
"Меня так возмутил головной пост, что не стал и отвечать. Хамским тоном человека, "воспитанного на преклонении перед гениальностью". А по существу - уж совсем оголтелое хамство - вываливание сплетен как непререкаемого источника информации.
По существу же - я тоже слушал об аналогичной реакции Гилельса на игру Горовица - но тоже не очень верится."
Кстати, я не просил Вас мне отвечать. С чего Вы это взяли?
Значит, я "воспитан над преклонением перед гениальностью". Хорошо, допустим. Но как насчет Вас, когда Вы написали следующее:"Когда Рихтер в ударе - ты присутствуешь при разговоре с Богом. Не для себя, не для публики, не для композитора, даже не для музыки разговор. И даже не для Бога - с Богом.
Гилель же - оратор. Гениальный. Но то - выше".
Тут у Вас Рихтер с Гилельсом где-то уже на небесах и плывут себе в Божественном Сиянии.
Разве это не преклонение? Вообще-то преклонение перед гениальностью -не худший из человеческих недостатков.Перед настоящей гениальностью, разумеется.
Вообще с глаголами "слушать" и "слышать" у Вас непорядок. Что это такое? - "я тоже слушал об аналогичной реакции Гилельса на игру Горовица..." Слушать о реакции? Брр!..А еще пытаетесь поругивать Лермонтова!..Потрепывая Пушкина по плечу.Мол, что брат, Пушкин?
Простой совет: надо думать, когда пишешь письма. Даже Льву Харитону или о нем. И для этого совсем не нужна гениальность. Чуть разума и, извините, грамотности. |
|
|
номер сообщения: 64-1-637 |
|
|
|
" не слыхал" - действительно не очень хорошо. "слушал" - очевидная описка("слышал").
Под "преклонением перед гениальностью" имеется ввиду очевидно - деление всего на высший класс и быдло, годное только для всех видов обслуживания высшего класса(что автор - Нимцович - нисколько и не скрывает). А вовсе не восхищение вершинами.
Тон же Ваш, Лев, мне действительно очень не нравится и я этого никогда не скрывал. Как в рассказах - противопоставлением вознесения кумира и оплёвыванием всего прочего, любовным отношениям к сплетням, так и в склочной реакции на критику.
О моей же реакции я сказал, как легко догадаться, оппонируя Вашим - извините - хамским - выпадам насчёт "сделанности" славы гениев.
В более широкой перспективе - стремление всех расставить по порядку и раздать слоны в соответствии с оным(признаюсь - и мне по природе очень свойственное, да видимо многим - оттуда же и Е-рейтинг) - совершенно совковое свойство.
Не то что гении, а любой творец, любой человек имеет право на индивидуальное к себе отношение.
И право на отношение к другим. Тот же Рихтер говорил: "Для меня было 3 божества за фортепиано" - Нейгауз, Софроницкий и Юдина. И плевать ему было, что Софроницкий к примеру ставил Корто выше себя, да и Нейгауз вряд ли себя числил в великих гениях. Имеет право.
И точно так же я имею право на своё отношение к той же Маше. Потому что право на личное отношение - не даётся гениальностью или героизмом - а природное право человекa. И Даже Вы, Лев, не имеете ни права ни возможностей на это право покушаться. При всём к Вам уважении. |
|
|
номер сообщения: 64-1-641 |
|
|
|
" не слыхал" - действительно не очень хорошо. "слушал" - очевидная описка("слышал").
Не надо оправдываться, Григорий.
Хамом-то Вы меня называете уже просто по привычке.
Что-то Вам не додали в детстве.
Пишите куда-нибудь в другое место, если хочется кого-то оскорбить.
И опять про совковость, и вдруг ни с того ни сего про Софроницкого и Корто. Мог бы сказать, что это бред гения, если бы за всем не стояла обычная бездарность.
Не беспокойте самого себя этим бредом.С меня его вполне достаточно. |
|
|
номер сообщения: 64-1-645 |
|
|
|
Уважаемый BKeeper!
Спасибо за Ваше подробное и прекрасно аргументированное письмо, в котором Вы выказываете и великолепное знание музыки и музыкального мира, и безусловное чувство такта по отношению ко мне как к автору. И если первое, в общем-то, вещь,достаточно привычная (сюда на сайт пишут, как правило, компетентые люди,знающие толк и в шахматах, и в музыке, и в истории, и во многих других сферах),то второе - такт - мне представляется уже чуть ли не талантом, чем-то данным Богом или Природой. Приходится, увы, часто читать такое, что просто не может принять нормальное человеческое сознание и здравое разумение.
В конце письма Вы даже, говоря о моей однобокости написали "некоторой однобокости", видимо, не желая умалить тех усилий, которые я прилагаю, чтобы писать достаточно интересно и обстоятельно для читателей.Что ж,наверное есть и однобокость, но мы все разные люди,и наши пристрастия,равно как наши вкусы и наши воззрения, выработаны и годами, и опытом, и знаниями, и темпераментом, и происхождением. Они сформировались не в вакууме и давно, и, наверное, пребудут с нами до конца.У Вас, очевидно, (возможно, это только моя догадка) другой характер, иной склад мышления. Судя по Вашему письму, Вы человек исключительно обстоятельный, полагающийся только на факт. И при том, что Вы любите столь романтическое искусство, как музыка,Ваш эстетический педантизм мне достаточно очевиден. Разумеется, я не хочу употреблять это слово "однобокий", но есть в Вашей натуре, как мне представляется, некий крен в сторону ,повторяю, факта - там где я порой даю волю вымыслу - скорее, не голому вымыслу, а интуитивному подходу к художественой правде.
И тут я подхожу к самому, пожалуй, главному. То есть, какова в искусстве, в данном случае,даже литературе роль документа и роль фантазии?Какова роль интуиции и фантазии по сравнению с точным или почти точным анализом и документальной аргументированностью? Задаю этот вопрос и сам понимаю его сложность.Ведь чтобы на него ответить, нужны и глубина, и веохватность. Сегодня мы говорим с Вами о таких титанах музыки, как Горовиц, Гилельс и Рихтер. Мы, наверное, могли бы сравнивать Барышникова и Нуреева,Плисецкую и Уланову, Мандельштама и Пастернака, Пикассо и Дали. И наверное, неизменно, Вы пользовались бы своими критериями, а я - своими. И каждый из нас был бы прав по-своему, и уж во всяком случае считал бы себя правым.
И тут замечу следующее.Пикассо в конце жизни сказал так: "А все-таки здорово я дурачил публику столько десятилетий!" Я не (ручаюсь за точность цитаты,но гарантирую ее смысл, впрочем как и то, что эти слова были произнесены Пикассо. Мне их поведал человек,старый русский эмигрант, который много лет прожил в Париже и просто слышал эти слова замечательного художника. Они в чем-то созвучны словам другого художника, творца дадаизма Марселя Дюшана. Я нашел их, когда писал о нем статью еще в Париже: "Не художник творит искусство. Искусство делает публика".
И правда: молодой художник (скульптор, мызыкант,) выходит один перед зрителями и те, как судьи на соревнованиях по фигурному катанию или гимнастике, должны вынести ему свой приговор.Приговор, который определит, вероятно, всю его судьбу на всю его творческую жизнь. Публика становится таким образом судьей -такова основная доминанта, публика творит историю искусства.
Художник полностью в руках публики: и зрителей, и слушателей, и жюри, и прессы.Вспоминаю слова Пастернака из стихотворения "Художник":
Но кто он, на какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой.
Художник всегда,если это истинный художник, а не нечто ходульное и пресмыкающееся, один. Всегда один! И в дни успеха и признания, и в пору творческой неприкаянности и забвения. Это полная демонстрация экзистенциализма искусства. В этом и радость, и грусть творчества, его триумф и его трагедия.
Я уже не говорю только, толкуя об искусстве, о факторах, более менее компетентно и объективно влияющих на карьеру Мастера. А если к ним добавить и то, что судьба творческого человека часто, ох как часто, находится в руках власть придержащих, всяких спонсоров, влиятельных друзей. В общем, столько векторов, что невозможно предсказать успех или провал.
----------------------
Ждите продолжения... |
|
|
номер сообщения: 64-1-654 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|