| Учимся вместе |
|
|
|
Вячеслав КАЛЯЕВ: МАЭСТРО ИСПОЛНИЛОСЬ 6 ЛЕТ |
Основу этой беседы составляет интервью Вячеслава Каляева, прозвучавшее 1 мая в эфире «Радио России». Через несколько дней с ним встретилась журналистка Анна Арская и задала еще несколько вопросов.
Исполнилось шесть лет шахматному клубу «Маэстро», расположенному по Каширскому шоссе, дом 94, корпус 4 в помещении одного из ДЭЗов района Орехово-Борисово Северное. Первый значительный турнир здесь был проведен 23 февраля 2006 года. До этого руководитель клуба Вячеслав Каляев в течение пяти лет на общественных началах проводил массовые турниры на открытом воздухе на выделенной площадке в парке музея-заповедника «Царицыно». Здесь на оборудованных самими шахматистами столах по субботам и воскресеньям для всех желающих в период с начала мая до самого конца октября разгорались жаркие баталии. Недавно толстый научный журнал «Неприкосновенный Запас» даже провел и опубликовал на своих страницах целое историко-социологическое исследование о тех замечательных турнирах в «Царицыно» и парковом сообществе шахматистов. Можете удивиться, – и после реконструкции «Царицыно» и придания ему «европеизированного» имиджа шахматный уголок парка пока сохранился в первозданном виде.
«Маэстро», что называется, клуб по месту жительства. Он ежегодно проводит около 100 массовых турниров выходного дня, около 20 больших праздничных соревнований на призы муниципалитета ВМО Орехово-Борисово Северное. В отличие от других шахматных клубов Москвы, с участников здесь взносы не взимаются. Турниры проводятся при строгом порядке и по международным правилам. «Маэстро» именно этим известен в шахматном сообществе Москвы и привлекает истинных почитателей древней и умной игры.
Большей частью участники – жители Орехово-Борисово Северное, а также соседних районов. Все соревнования открытые, в них играют также любители шахмат из других округов Москвы, Подмосковья и игроки из других регионов и городов России, и даже из зарубежья. Это помогает районным маэстро повышать спортивный уровень, постоянно поддерживать игровой тонус, всегда быть в курсе сведений об игре друзей-соперников из других районов. Результат – на детских, взрослых, ветеранских и других личных и командных первенствах Южного округа шахматисты района Орехово-Борисово Северное, как правило, выступают успешно и занимают призовые места как по шахматам, так и по русским шашкам.
Клуб вписал себя в историю московских шахмат как первый победитель регулярного первенства среди клубов и коллективов Московской Шахматной Лиги (МШЛ), впервые проведенного в 2010-11 г.г. «Маэстро» опередил при этом сильнейшие команды телецентра «Останкино», страховой компании «РОСНО» и другие, в составах которых играли мастера и гроссмейстеры. В сезоне МШЛ 2011-2012 г.г. команда ШК «Маэстро» стала бронзовым призером регулярного шахматного первенства столицы.
Проведенный в клубе 22 апреля праздничный турнир с призами в честь шестилетия ШК «Маэстро» выиграл аспирант МИФИ кандидат в мастера спорта Андрей Каракозов, который начинал играть в клубе еще школьником.
– Вячеслав Александрович, а есть ли успехи среди ваших юных маэстро?
– На завершившемся недавно в Сочи первенстве страны среди юношей и девушек по классическим шахматам чемпионкой России среди девушек до 14 лет стала двенадцатилетняя Анастасия Парамзина. Несмотря на юный возраст, Настя – кандидат в мастера, в клубе играет все шесть лет, наш самый «старый» ветеран. Кстати, другие ветераны клуба тоже еще не старики, – Ваня Галяев, Рома Полев, Саша Зуев, Настя Пономарчук, Лев Жуков и др. Всего на юношеском первенстве России успешно сыграли около 10 молодых игроков «Маэстро». Но не менее весомы результаты детей в турнирах «Белая Ладья».
Уже три года при содействии клуба «Маэстро» в Центре образования №548 работает шахматное объединение «Маэстро», в котором у пяти педагогов ежегодно занимаются около 450 детей в возрасте от 5 лет и старше. Занятия проводятся на трех уровнях. На начальном уровне на уроках шахмат занимаются малыши в детском саду и подготовительной школе, ученики младших классов ГАОУ ЦО №548 на продленке, а на уровнях базовой шахматной культуры и спортивного совершенствования проводятся секционные занятия для желающих. Последние три года команда школы №548 в турнирах «Белая Ладья» по программе Спартакиады Департамента образования Москвы неизменно побеждает в первенстве школ Южного округа и занимает второе место в городском финале. Наши ребята, и не только учащиеся школы №548, также занимают первые места в других российских и международных личных и командных турнирах.
– Как достигаются столь весомые результаты?
– Вкратце не расскажешь. Но в первую очередь упорным трудом детей и тренеров-преподавателей. На всех уровнях наше кредо на 2-3-4 года обучения вперед: «Учить мыслить на примере шахматной игры», не забивая сразу память детей дебютными вариантами и схемами или техникой окончаний шахматных партий. Следуем совету Иммануила Канта: «Учить надо – мыслить, а не мыслям». Стараемся выявить в учениках индивидуальные особенности их интеллекта, выработать и развить в них собственное видение и понимание шахмат, и в итоге – уникальный стиль игры. Только так в ученике можно воспитать шахматиста, который станет гроссмейстером экстра-класса. Хотя и тот, кто просто постиг шахматную игру как любитель, уже становится культурным человеком.
– Еще говорят – хорошо обустроенный мозг стоит дороже хорошо наполненного мозга. Но как сделать школьников «культурными»?
– Из 450 учащихся около 400 мелких в возрасте 5-7 лет занимаются на начальном уровне. Мы даем элементарные азы шахмат малышам, которые при желании потом смогут пойти заниматься дальше в какую-нибудь известную в Москве шахматную школу. А последующие уровни - базовой шахматной культуры и спортивного совершенствования - секции для тех, кто учится в этой и близлежащих школах вдалеке от центра (для примера школа №548 всего в 3.5 км от МКАД по Каширке), и не могут далеко ездить на шахматные занятия. Но мы целенаправленно никого никуда не направляем и не удерживаем. Возможно, некоторые ученики принципиально хотят заниматься в ШО «Маэстро», понятно – мы не можем не создавать им условия. Сказав "А", надо говорить "Б".
На уровне спортивного совершенствования с детьми второй год работает международный мастер Алексей Решетников. Он и сам как игрок растет, практически выполнил гроссмейстерскую норму, параллельно растут вместе с ним и дети. Алексей Валерьевич в общем придерживается рекомендаций по возможности исключать из методики обучения натаскивание, тестирование и элементы репетиторства. Даем детям довольно сложные задания, к которым готовим наводящими на их решение более простыми заданиями. Пытаемся помочь им самостоятельно решать задачи. Занятие для одной группы на двух старших уровнях длится 2 часа (120 минут), без перерывов, только отлучки по необходимости и физкультурные минутки через каждые полчаса занятий. Каждая группа занимается 2 раза в неделю.
Кроме этого, уже в клубе "Маэстро" (в 10 минутах ходьбы от школы №548) по субботам проводятся турниры в 5 туров по 10 минут для начинающих в возрасте 5-7 лет (после субботнего блица для взрослых). По воскресеньям с 10.30 общий, для взрослых и детей со вторым разрядом и выше, рапид в 7 туров по 15 минут. Уровень шахматного развития детей растет очень медленно, но существенные качественные скачки происходят практически у каждого, хоть и с разной регулярностью. Наша конечная цель - чтобы ученик набирал навыки работы над собой и опыт объективной самооценки, для того, чтобы в будущем постепенно становиться саморазвивающейся системой и в шахматах, и в жизни.
– По каким программам занимаются дети в шахматном объединении «Маэстро»?
– У нас есть модифицированные авторские программы для всех уровней обучения. Пристальное внимание уделяем начальному уровню обучения. Хотя по существу он – просветительский, но основополагающий. Например, у нас разработаны разные программы для пятилетних учеников и для шестилетних. Первые только начинают знакомиться с азами шахмат, а вторые уже готовятся к поступлению в первый класс, надо учесть это и правильно распределить учебные нагрузки, в том числе по шахматам. Есть базовое шахматное пособие, написанное специально для нашей школы – «Азбука шахмат в стихах» Григория Кайгородова. Вышло третьим изданием, вслед за положительными отзывами учреждений дополнительного образования получает все большее распространение в Москве и России, вместе с нашим подходом в методике обучения шахматам.
– Объясните, как можно научить мыслить пятилетнего ребенка?
– Постепенно. В нашем распоряжении «Азбука», в которой в стихах даются правила шахмат. По стихам дети лучше воспринимают, понимают и запоминают самую первичную информацию о шахматах. Занятия у 5-6-летних учеников длятся 30 минут. Знаете, есть китайская поговорка: «В каждый кувшин можно налить ровно столько жидкости, сколько он вмещает». Так вот, я глубоко убежден, что 4-5-6-летним детям следует пытаться и можно вложить еще и в «стенки сосуда» – их будущего интеллекта – привычку и умение мыслить. Ведь уже никто не спорит, что шахматы уникальный инструмент, который в чисто игровой форме способствует становлению интеллекта отдельного человека, равно как и общества в целом. Вот, может, и не надо сразу «забивать» ученика накопленным опытом познания шахмат, догмами типа «сколько стоит ферзь? – 9 или 10 пешек?» или «конь на краю доски…»? А только через интересные логические упражнения, через дозируемую игровую практику, ненавязчиво помогая познать внутреннюю логику и диалектику шахмат, поддерживать постоянный интерес малыша к игре. Чтобы ученик почувствовал «потустороннюю» красоту и силу шахматной комбинации. Привыкал к тому, что достойна пристального изучения каждая позиция, возникшая на шахматной доске. И наконец, может, самое главное – чтобы ребенок почувствовал, знакомясь с шахматами, движение ума и чувств и постепенно приучался мыслить за доской мотивами и фантазиями, чтобы от них перейти к плану и точному расчету. Но – не схемами и вариантами, ну – не сразу же, будьте милосердны!
|
|
- Может, просто дети ваши талантливые и дело не в методике?
- Может, конечно, но замечу – наши юные шахматные гении уже второй год выигрывают в округе и шашечную «Белую Ладью», то бишь «Чудо-Шашки». Выигрывая при этом у команд школ, в которых русские шашки культивируются, как у нас шахматы, и занятия ведут мастера и гроссы шашек. Мы же перед окружным финалом по шашкам проводим со своими шахматными маэстро одно-два занятия, на котором напоминаем им правила и принципы игры в шашки. Срабатывает, хочется думать, реализованный принцип «учить мыслить». Видимо, на раннем этапе развития детям не так важно, во что играть и выигрывать – в шахматы или в шашки.
Другой пример – первенства России и Европы среди сеньоров. Можно заметить, на ветеранских турнирах как-то уравниваются (или становятся близкими) спортивные результаты гроссмейстеров и кандидатов в мастера спорта. Во главу угла опять встает умение мыслить и оригинальный стиль игры, эксклюзивно приобретенный каждым игроком за годы шахматного образования и становления. Наверное, да – очень важна, но стоит на втором плане шахматная информационная база данных профессионального игрока. И это кажется справедливым не только для детей и ветеранов. С этой точки зрения стоит присмотреться к последним партиям, например, Магнуса Карлсена. Я не приглашаю соглашаться со мной – есть о чем задуматься.
- В одной школе так много занимающихся шахматами. Откуда?
- Дело в том, что Государственный автономный центр образования №548 – очень большая школа. Свой детский сад, подготовительная школа, три отдельных типовых здания начальной (1-4 классы), подготовительной (5-7 классы) и старшей (8-11 классы) школ, загородная учебно-тренировочная база, не считая школы художественного и музыкального воспитания. И потом – на факультативные уровни базовой шахматной культуры и спортивного совершенствования ШО «Маэстро» мы принимаем всех желающих из других школ, округов Москвы и даже Подмосковья. Благо формы основного обучения в школе №548 позволяют успешно сочетать серьезные занятия шахматами и школьными предметами, о чем говорят победы наших ведущих шахматистов на олимпиадах по физике, математике и др. Важный момент – запись к нам на шахматы свободная, но посещение занятий обязательное. Занятия бесплатные. Отбора не проводим, у нас занимаются все, кто не мешает на уроках другим и, в первую очередь себе самому.
- Негуманно ведь – дополнительное образование, а уроки обязательные?!
- Не могу согласиться. Еще менее гуманно тратить время тренеров, детей и их родителей впустую.
- Есть известные романы, рассказы, фильмы о шахматистах. Может ли появиться шахматный мюзикл, и когда?
- Может, и довольно скоро. Такой проект есть. Либретто, конечно же, поэтическое, уже написано автором «Азбуки шахмат в стихах» Григорием Кайгородовым из Ханты-Мансийского округа. Недавно удалось организовать его встречу с композитором Евгением Догой, который живо заинтересовался проектом. К постановке будущего спектакля готов подключиться молодой художник, один из потомков Николая Рериха. Дело, как водится, за малым: найти финансовое обеспечение.
- Что Вы хотели бы пожелать себе самому?
- Желаю себе и другим хорошим людям, которых я знаю (иные мне как-то пока не попадались), – смело пробовать, настойчиво стараться, никогда долго не унывать, ярких весомых побед и успешного преодоления их последствий, а здоровья – не меньше, чем было у боевых слонов Ганнибала.
|