| Энциклопедия. Учимся вместе |
|
Константин ЧЕРНЫШОВ, гроссмейстер |
|
20-я юбилейная |
Под Костромой на базе пансионата «Волжский прибой» завершила работу 20-я юбилейная сессия межрегиональной школы гроссмейстеров. В первый же день работы «подготовку слушателей» проверили в сеансах одновременной игры международный гроссмейстер Константин Валерьевич Чернышов (Бармалей) и мастер ФИДЕ Алексей Станиславович Москвин: фигуры и пешки тренеров уверенно стали захватывать ключевые центральные поля, подбираясь поближе к королевским позициям противников. И здесь, в самой середине сеанса внезапный удар мастеру нанес Даниэль Питтет. Вот как в местной стенгазете «64 секунды» описывалось происходящее:
«Пока мастер ФИДЕ Алексей Станиславович Москвин академично захватывал центр в дебюте, развивал фигуры и думал о безопасности вражеских королей, Даниэль Питтет уже доверительно сообщил окружающим: «Ребята, он наш! Осталось 15 секунд…» И действительно, ничего не подозревающий Мастер наивно полагал, что через полтора часа с начала игры он не может просрочить время!
Вот на часах осталось 14 секунд! Даниэль не сводит глаз с циферблата часов. 13 секунд – так на полном скаку мушкетер Портос падал с коня на спину неудачливому гвардейцу кардинала… 12 – великий комиссар Сан-Антонио с неразлучным Берюрье раскрывал очередное запутанное дело… 8 секунд – кулак Бельмондо впечатывался в небритую челюсть незадачливого бандита… 6 секунд – и на Вас сочувственно смотрит маска Фантомаса… 4 – А это уже взрыв на макаронной фабрике в прическе Пьера Ришара… 3 – Питтет затаил дыхание… 2 – Дыхание затаили все… 1 – Объективы средств массовой информации всего мира развернулись к доске Даниэля Питтета…И…
Йе-ес! – гордо потрясая руками, завалил Даниэль флаг мастера».
|
Маэстро Москвин дает сеанс одновременной игры.
|
Психологическая атака юниоров оказалась так сильна, что сеансер тут же в одной партии подставил фигуру, а в другой целую ладью! Но класс есть класс! Быстро собравшись, Маэстро подавил сопротивление молодых шахматистов, проиграв в итоге только 2 партии. Тем временем, гроссмейстер столкнулся с подобной тактикой в поединке с одной из противниц. Вынужденный караулить ускользающие секунды, он упустил контроль над позициями в некоторых других партиях. В итоге, гроссмейстеру дважды пришлось положить на стол своего короля против кандидатов мастера Вани Арбузова и Славы Михайлова. А Ваня Елецкий добился ничьей. И вновь объектив газеты не проходит мимо:
Вышел Ваня из тумана…
Заметим, что из тумана Ваня вышел не один! В сеансе против гроссмейстера Бармалея сразу два Ивана довольно потирали руки: Арбузов окружил теплотой и заботой бармалейскую ладью, а Ваня Елецкий уверенно сбежал на ничью… Интересно, третий триумфатор сеанса – Слава Михайлов, оказавшийся между двух Иванов, загадал желание?
|
Сеанс гроссмейстера Бармалея.
|
Традиционный разбор сыгранных партий дал вечером богатую пищу для размышлений тем юниорам, кто попался в дебюте на заготовки своих более искушенных противников.
|
«Разбор полетов».
|
Это общение с мастерами и гроссмейстерами – традиционная вечерняя форма работы на сессии. Слушатели приходят с подготовленными вопросами, в результате чего по различным маленьким темам получают исчерпывающие консультации.
А уже утро следующего дня началось с традиционной зарядки, которую проводит Анатолий Борисович Лебедев. И, наконец, начался учебный процесс, что тут же прокомментировали «64 секунды»:
Счастье свое обретешь ты в бою!
Занятия начались плодотворно и интенсивно. Съедены учениками несколько пластмассовых ручек, освоена тема: «Нарушение материального равновесия», а заодно и здоровенный сугроб, что находится рядом со столовой. При этом слушателям школы пока удалось не потерять ни своих тетрадей, ни ключей от номеров.
Вообще, работа школы построена таким образом, что рядом с серьезной теоретической работой находится место веселой шутке и творческому подходу. В этом смысле, нам не совсем ясным показался смысл рассуждений некоторых российских тренеров об отсутствии системного подхода к работе с молодыми шахматистами. Разве не сами тренерские коллективы определяют задачи перед собой, планы работы и объемы изучаемого материала? Во всяком случае, наша межрегиональная гроссмейстерская школа, имея концепцию перспективного развития, заранее определяет тематику сессий и список тренеров, ведущих эти направления, что можно прочитать на ссылках в интернете. Последовательное движение вперед позволило, начав с местечкового уровня, выйти на определенные результаты своего труда: 23 участника Высшей лиги России – слушатели школы выйдут в этом году на старт первенств России в Лоо. В прошедшем 2010 году двое слушателей – Александра Димитрова и Егор Седых завоевали звания чемпионов страны. Александра Оболенцева стала третьей на первенстве мира.
Впрочем, коллектив школы считает главной своей задачей только содействие развитию талантов у наших детей…
|
Пируэт чемпионки.
|
И здесь используется весь доступный арсенал средств, начиная от физической и психологической подготовки до индивидуальных консультаций и углубленных лекций по наиболее важным, с нашей точки зрения, направлениям развития современных шахмат.
Сфера дебютных вопросов поручена Владимиру Станиславовичу Беликову – многолетнему помощнику экс-чемпиона мира, сильнейшего гроссмейстера России Владимира Крамника. Спектр работы очень широк. Здесь и дебютные лаборатории с погружением в аналитическую тишину домашней подготовки теоретических вариантов, и работа тет-а-тет, где идет шлифовка персональных систем, и обзорные лекции о том, как необходимо готовиться к партии и строить свой дебютный репертуар.
|
Гроссмейстер Беликов читает лекцию.
|
Прекрасные условия работы стимулируют активность слушателей школы, и занятия проходят с большой эффективностью и интересом ребят.
|
Мы работаем!
|
Следует отметить, что слушатели школы разделены на группы. Младшая группа «Ананд», названная в честь индийского чемпиона мира, полна перспективных ребят. Кстати, наши чемпионы все проходили через нее. Ее куратор – Владимир Николаевич Скотников блестяще организовал работу своих подопечных.
|
Тренер маленьких Анандов.
|
Впрочем, младшей группой мы считаем ее номинально, больше из-за возраста входящих в нее детей. Что касается уровня подготовки, то «маленькие Ананды» все чаще поражают яркими идеями, а результаты их выступлений в своих регионах говорят сами за себя.
Средние группы представлены именами «Карпов» и «Карлсен». На наш взгляд, многие из тех, кто работал на сессии на этом уровне подготовки, скоро будут составлять наиболее перспективное звено шахматного будущего России. И, конечно, внимание гроссмейстеров здесь особенно велико. Всегда ярко, эмоционально, с большой энергией ведет занятия старший тренер школы Людмила Сергеевна Белавенец.
|
Мастер-класс сеньоры тренера.
|
Нужно сказать, что в этот раз активно рассматривались возможности слонов на шахматной доске. И если Алексей Станиславович Москвин скрупулезно рассматривал с ребятами «разноцвет» с «одноцветом», то Людмила Сергеевна взяла на себя тему «Два слона». По поступившей к нам «секретной информации», материал для этой лекции готовил сам Александр Сергеевич Никитин – тренер Гарри Каспарова…
За грузом лекций, конкурсов, лабораторий и специальных упражнений, используемых тренерами для расширения творческого потенциала слушателей, не была забыта Масленица! И вот, с большущими сковородками в руках дети и их родители осваивали производство блинчиков на костре на открытом воздухе. Но и тут не спят папарацци!
Блинчиковая эпопея.
Доброй традицией на нашей школе стало самоличное изготовление блинов на свежем воздухе. С пылу и с жару только-только испеченное чудо поливается сгущенкой или фруктовым джемом, после чего…
|
Маленькое теплое счастье…
|
«У, ты мой маленький!» – тепло разглядывает добычу Алексей Станиславович.
А рядом находится еще одно счастье для большого человека, с которого можно с визгом и улюлюканьем слететь носом прямо в снег – большая горка!
|
Я лечу, лечу, лечу…
|
И уже на исходе сессии прошел традиционный матч команды слушателей школы против сборной тренеров и родителей. Нужно отметить, что к этому состязанию юниоры всякий раз подходят с завидным усердием. В предварительных футбольных боях внутреннего турнира они отбирают оптимальный состав своей команды, в то время как тренерский состав решает в основном методические задачи. Увы, в этот раз сборная взрослых была ослаблена отсутствием центрального нападающего – международного мастера Михаила Юрьевича Кленбурга, который не смог приехать на сессию, будучи загруженным по работе. Приведем заметку из газеты «64 секунды», посвященную этому событию:
Неправильный матч.
Вчера состоялся центральный матч по футболу между сборной слушателей и командой тренеров и родителей. Следует отметить, что не смог выйти на поле по техническим причинам центрфорвард команды тренеров – дедушка Левы Жукова. Это досадное недоразумение сразу дало нападающим юниоров свободу перемещения в центре поля.
И, тем не менее, тренеры блистали, как всегда! Как изящно падал на снег Алексей Станиславович Москвин, как неподражаемой легкой походкой шел к чужим воротам Анатолий Борисович Лебедев, как Владимир Николаевич Скотников уверенно перемещался от одной штанги вражеских ворот к другой! Ну а скольжение без коньков гроссмейстера Бармалея по футбольному полю не оставило равнодушным ни одного зрителя. Да здравствует Футбол! Да здравствует блестящая сборная тренеров и родителей! Всем юниорам, забившим мячи в ворота тренеров, – по колокольчику! А судью – на мыло!
20-ая юбилейная сессия межрегиональной школы гроссмейстеров в Костроме завершилась. Все слушатели школы получили на закрытии заслуженные награды. Тренеры подвели итоги и раздали советы и рекомендации. И это большое и доброе дело, инициатором которого стала Костромская шахматная федерация, будет развиваться дальше! За это отдельное спасибо директору школы – Андрею Васильевичу Белетскому, на плечи которого падает совсем незаметная, но от этого не менее важная и тяжелая организационная работа.
|
Директор школы за работой.
|
Завершим наш рассказ последним фрагментом из выпуска «64 секунды»:
Шахматам…
Какая дивная чудесная игра!
Какая грация волшебных комбинаций!
И если Мама скажет: «Владик, спать пора!»
То пусть они хоть ночью мне приснятся!
|
С чего начинаются Шахматы?
|
|