|
1. Некоторые правила игры
Как вы уже, наверно, догадались, действие происходит на шахматной доске :) и начальная позиция ничем не отличается от самых что ни есть обычных шахмат. Фигуры и пешки ходят и бьют именно так, как мы с вами к этому привыкли. Но вот первый нюанс - пешку нельзя превращать не только в короля (этим сейчас никого не удивишь :)), но и в ферзя! То есть, пешка, достигшая последней горизонтали, превращается в ладью, слона или коня по усмотрению играющего. Крайне важным аспектом предлагаемой мной игры является забытое правило "Гардэ" - шах ферзю, который, в отличие от обычных шахмат, здесь нельзя игнорировать. Например, после 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Qxd4 Nc6 ("гардэ"!) белый ферзь должен немедленно уйти из-под удара. Его защита путем 5.Bb5, которую лучшие современные шахматисты исполняют автоматически, здесь является нелегальным (Illegal move!), то есть, противоречащим правилам игры ходом! Таким же нелегальным ходом (Illegal move!) после 1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 d6 4.d4 cxd4 будет сильнейшее с точки зрения обычных шахмат 5.Qxd4. Запомните! Ферзя можно (исключения будут разобраны позже) ставить под удар, только давая шах или мат и только в том случае, если единственной фигурой, которая его атакует, является неприятельский король! Давать шах или мат, ставя ферзя под удар (или оставляя ферзя под ударом) другой неприятельской фигуры (не короля!), согласно правилам, запрещено! Например, в позиции 1
белые при своем ходе не могут пойти (Illegal move!) 1.b2-b3 мат, так как при этом их ферзь попадет под удар черного слона, что запрещено правилами!
Как еще один пример того, что ферзя нельзя оставлять под ударом, даже давая мат, будет позиция 2.
В обычных шахматах можно дать мат 1.Ne6 или 1.Nc6. Здесь же приходится уходить ферзем из-под удара.
Но известный даже начинающим шахматистам "детский мат" 1.e4 e5 2.Bc4 Nc6 3.Qf3 Bc5?? 4.Qxf7! возможен и в нашей игре, так как белый ферзь атакован только чужим королем, и слон с поля с4 обеспечивает ему защиту, достаточную для того, чтобы на доске стоял мат. Как и в обычных шахматах, мат неприятельскому королю является выигрышем партии. Но для того, чтобы выиграть партию, также достаточно дать мат неприятельскому ферзю! То есть, создать на доске такое "гарде" (иными словами, дать ферзю такой шах), от которого он не мог бы уйти! Например: 1.e4 e5 2.Nf3 f6 3.d4 exd4 4.Nxd4 Be7?? 5.Ne6!! Белый конь атаковал черного ферзя! Уйти тому некуда, а взять коня пешкой (5...dxe6) тоже нельзя (illegal move!), так как в этом случае черный ферзь попадет под удар белого! 5...Bb4+ (illegal move!) тоже противоречит правилам, так как ферзя нельзя оставлять под ударом, даже давая при этом шах неприятельскому королю! После 5.Ne6!! игра окончена! Белые выиграли!
Или такой пример: 1.e4 f6 2.Nf3 Nh6 3.Bb5 Nf7 4.Nd4 a6?? 5.Ne6!! И здесь игра окончена в пользу белых, так как в случае взятия белого коня пешкой (5...dxe6 - illegal move!) черный король попадет под удар белого слона, что тоже запрещено правилами.
Запомните! В некоторых исключительных случаях (их мы разберем чуть позже) можно ставить короля под удар (или оставлять короля под ударом) неприятельского ферзя! Ставить же короля под удар (или оставлять под ударом) другой неприятельской фигуры (не ферзя!), согласно правилам, как и в обычных шахматах, запрещено! Как и в обычных шахматах, короля брать нельзя, но в нашей игре, в отличие от обычных шахмат, брать ферзя тоже нельзя! То есть, оба короля и оба ферзя неизбежно присутствуют на доске вплоть до окончания партии. Эндшпиля без ферзей в нашей игре попросту не бывает! Напомню еще раз, что поскольку пешку, согласно правилам, нельзя превращать в ферзя, то больше двух ферзей (одного белого и одного черного) на доске появиться не может!
Мы уже рассмотрели два способа, с помощью которых можно выиграть партию. Можно дать мат неприятельскому королю или же неприятельскому ферзю. Второй случай я предлагаю назвать термином "гарем", ибо что может служить более тяжелым наказанием для знатной и уважаемой королевы, чем попадание в гарем?
Понятно, что коневая вилка (например, с поля с3) одновременно на короля и ферзя соперника (которые стоят, например, на полях е2 и е4) тоже означает немедленный выигрыш партии, если коня нельзя побить другой фигурой, или же, например, в позициях 3
и 4
белые немедленно выигрывают, поставив ладью на е1.
В первом случае черный король не может уйти из-под шаха, оставив под боем ферзя, а во втором черный ферзь не может ни уйти от нападения, оставив под шахом короля, ни побить белую ладью, так как она защищена ферзем с поля а5.
Пришло время рассмотреть, пожалуй, самое важное из всех отличий нашей игры от обычных шахмат для того, чтобы понять: мат королю или мат ферзю ("гарем") - это отнюдь не единственные способы, при помощи которых можно выиграть партию.
2. Одежда ферзя или же ее отсутствие
Что же это такое? Все очень просто! К примеру, если белый ферзь стоит на поле е5 и на смежных с этим полем клетках (d4,d5,d6,e4,e6,f4,f5,f6) нет ни одной белой фигуры, то ферзь считается раздетым (голым). Если в этот момент ход черных, и они ставят на одно из указанных смежных полей свою фигуру или пешку, то это даст им немедленный выигрыш партии. Такую ситуацию я предлагаю назвать словом "кисс", что в переводе с английского означает поцелуй. Ферзь по своей сути является королевой, а королевам как в нашей игре, так и в реальной жизни разгуливать в обнаженном виде весьма небезопасно :)
Правда, черные, разумеется, не могут ставить на одно из указанных полей свого ферзя, так как тогда он автоматически попадет под удар белого, что категорически запрещено правилами.
Запомните! Ферзи ни при каких обстоятельствах не могут находиться под ударом друг друга! А вот короля (!), как и любую другую фигуру, тоже можно поставить на одно из смежных к "раздетому" ферзю полей и выиграть таким образом партию. Но, разумеется, если поле атаковано не только "раздетым" ферзем, но и другой неприятельской фигурой, то ставить туда короля нельзя! Король может "коснуться" чужого голого ферзя (сделать "кисс"), даже уходя при этом из-под шаха, вне зависимости от того, объявлен ли этот шах ферзем или другой фигурой. Например, в позиции 5
при своем ходе черные могут выиграть путем 1...Kc6!, 1...Kd6! и 1...Ke6!
Или позиция 6
Здесь при своем ходе черные выигрывают путем 1...Ke6! или 1...Kd6! Важно отметить, что король, который по своей сути является мужем королевы (ферзя), не является ее одеждой. Так, например, если на поле е5 стоит белый ферзь, а на одном из смежных полей (скажем, на е4) белый король и больше никаких белых фигур на указанных полях нет, то ферзь по-прежнему является раздетым. Прикосновение к нему черной фигурой ("кисс") гарантирует победу, но черный король (!) в этой ситуации делать выигрышный "кисс" уже не может ввиду того, что его белый собрат расположен слишком близко. Подобное поведение было бы явным нарушением королевского этикета, могло бы спровоцировать ненужную сцену ревности :) и поэтому строго-настрого запрещено правилами нашей игры.
Рассмотрим позицию 7
Ход черных. Здесь 1...Kc1 или 1...Kc2 запрещено правилами (illegal moves!) ввиду присутствия белого короля на поле е1, 1...Bc2! приносит черным немедленную победу ("кисс"), поскольку то, что запрещено королям, как и в реальной жизни, разрешается делать низшим по рангу :) а 1...Qg1+?? немедленно...проигрывает ввиду вынужденного согласно правилам, но убийственного по своей силе хода 2.Kf1!! ("кисс"). Напомню, что "кисс" приносит победу лишь тогда, когда ферзь не одет. Прикосновение чужой фигурой к одетому ферзю победы не приносит, хотя и разрешено правилами (legal move), а приближение королем к чужому одетому ферзю запрещено правилами (illegal move).
Впрочем, можно сделать "кисс", сняв с ферзя последнюю одежду. Простейшим примером может служить 1.e4 e5 2.d4 exd4 3.Qxd4 Nf6 4.Nf3?? Nxe4!! 0-1
Совершить столь приятную во всех отношениях процедуру :) может даже неприятельский король. Так, в позиции 8
белые при своем ходе бьют королем черную пешку и немедленно побеждают ("кисс").
Или позиция 9.
Здесь грубой ошибкой со стороны белых будет 1.Qd5+?? ввиду ответа 1...Kxe4!!
Очень интересным примером является позиция 10.
Черный король находится под шахом ферзя, одетого пешкой а5. Эту набедренную повязку :) черные при своем ходе снимают путем 1...Rxa5!! и выигрывают с помощью "кисс". Запомните: так можно поступать лишь в том случае, когда находящийся под шахом король самолично осуществляет "кисс" после того, как другая фигура (в данном случае черная ладья) снимает с чужого ферзя последнюю одежду. В случае, если бы черный король находился не на b7, а скажем, на b8, d8 или f6, ход 1...Rxa5 был бы запрещен правилами (illegal move), и черным пришлось бы уходить королем из-под шаха.
Запомните: "кисс" можно делать, когда король находится под шахом, но когда на доске мат, то игра окончена и никакой "кисс" делать уже нельзя. Хорошей иллюстрацией к сказанному является такой пример (позиция 11).
Ход белых, и они играют 1.Qc6+?? в расчете на 1...Ka7?? 2.Qxa6 мат, но черные отвечают 1...Kb7!! ("кисс") и побеждают, так как конь, хотя и защищает белого ферзя, но не одевает его. Заметьте, что после 1...Ka7?? 2.Qxa6 мат ход 2...Kb7 (как, впрочем, и любой другой ход) уже невозможен, так как получивший мат черный король двигаться уже не в состоянии. Не зря же слово "мат" в переводе с арабского означает "умер". А раз король умер, значит, игра окончена. Запомните: нельзя ставить ферзя на поле, где он будет обнажен, если на одном из полей, смежных с этим полем, уже находится хотя бы одна из фигур соперника!
Например, в позиции после 1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 d5? (увы, защита Грюнфельда здесь не проходит!) 4.cxd5! Nxd5?? 5.Nxd5! черные не могут побить белого коня (illegal move!), так как в этом случае белая пешка, стоящая на d4, уже делает "кисс" их обнаженному ферзю.
Подобный ход нельзя делать, даже давaя при этом шах! Например, после 1.e4 e5 2.Bc4 d6 3.Qf3 Be7!? белые не могут побить ферзем на f7 (illegal move!), так как на этом поле он будет неодет и попадет под "кисс" сразу четырех черных фигур!
Впрочем, достаточно даже одной делающей "кисс" черной фигуры для того, чтобы подобный шах был бы нелегальным ходом (illegal move!). Например, позиция 12.
Здесь, согласно правилам, нельзя играть 1.Qf7+ (illegal move), так как черный король делает "кисс" белому ферзю. Но если бы черный ферзь стоял не на с8, а на d8, то белые дают мат, ставя ферзя на f7! Запомните: обнаженный ферзь может принимать "кисс", только давая при этом мат неприятельскому королю! Даже если бы, например, кроме короля е8 и ферзя d8, у черных стояли бы конь на g8 и слон g7 (дополнительные "киссы"), это не помешало бы белым дать мат ферзем с поля f7!
Заметьте важное различие. После 1.Nf3 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 d5? (увы, и Анти-Грюнфельд со стороны черных в нашей игре тоже не работает!) 4.cxd5! Nxd5? 5.Nxd5! черные могут побить ферзем белого коня (legal move), но это приведет к их немедленному проигрышу ввиду 6.d4!, (6.e4!,) 6.Nd4! или (6.Nе5!) ("кисс").
Или: 1.e4 f6 2.d4 g5?? 3.Qh5! мат (матующий ферзь принимает "кисс" от черной пешки g5), но после 1.e4 f6 2.d4 h6 белые, согласно правилам, не могут поставить ферзя на h5 (3.Qh5 - illegal move), так как шахующий (а не матующий!) ферзь не может принять "кисс" от черной пешки h6.
3. Мат, шах и пат
Матовые позиции обычно совпадают с нормальными шахматами. Напомню, что нельзя давать мат, оставляя ферзя под ударом (или ставя ферзя под удар) одной из фигур соперника (не короля). Многие случаи мата я уже рассмотрел ранее. Можно также давать мат, прибегая к помощи собственного короля. Например, белые король е6 и ферзь е7 при черном короле на е8. Как я уже говорил ранее, нельзя давать шах королю соперника, если ферзь находится под ударом ("гардэ") или же если такой шах поставит под удар собственного ферзя.
Но, например, в позиции 14
давать ферзем шах с поля f7 уже нельзя (illegal move), так как свой король ферзя не одевает, и он получает "кисс" от черного слона f8. Если бы у черных не было слона на f8, то шах на f7 был бы возможен, так как присутствие белого короля на g6 заставило бы черных уходить королем на d8 (опять же из соображений королевского этикета :) ). Если же шах, приводящий к прямому касанию к неприятельскому королю, дается без помощи короля собственного, то в этом случае ферзь должен быть не только защищен, но и одет!
Одеть и защитить ферзя может как одна фигура, так и две или больше. Например, в позиции 15
следует 1.Qc6+! (слон не только защищает ферзя, но и одевает его!) 1...Ka7 2.Qa6 мат. Но если бы вместо слона b5 у белых стоял конь на b4, то давать шах ферзем с поля с6 было бы нельзя (illegal move), так как голый ферзь получил бы при этом "кисс" от черного короля. Но если бы белые, кроме коня b4, имели еще и пешку на d6 (позиция 16),
то они опять могли бы сыграть 1.Qc6+?? (ферзь защищен конем и одет пешкой) в надежде на 1...Ka7 2.Qa6 мат. Правда, после ответа черных 1...Bxd6!! :) им пришлось бы горько пожалеть о содеянном! Дать шах ферзем на расстоянии от чужого короля нельзя лишь в том случае, если ферзь будет голым и на одном из смежных полей уже будет находиться чужая фигура (разумеется, нельзя также давать шах, ставя ферзя под удар - это мы уже проходили).
Пат в нашей игре весьма маловероятен, но теоретически такая возможность все же существует.
Например, позиция 17
Черные играют 1...Qb2! и, как нетрудно убедиться, белым пат.
4. Некоторые дополнительные примеры
Позиция 18
Ход белых, и они играют 1.Qd5 мат, но если бы у черных отсутствовала пешка а7, то 1.Qd5+ (только шах!) был бы illegal move, так как ферзь не одет (черная пешка е5 делает ему «кисс»).
Позиция 19
Белые дают мат 1.Qd5, но если снять с доски слона е7 или пешку с7, то 1.Qd5+ (снова только шах!) будет illegal move ввиду того, что король не может защитить ферзя от поцелуя :) ("кисс" черной пешки e5).
Позиция 20
Здесь 1.Qc7+?? возможен в соответствии с правилами, но является грубой ошибкой ввиду ответа 1...Nxb6!!
Позиция 21
Здесь 1.Qc7+ – illegal move, так как слон с a5 хотя и защищает белого ферзя, но не одевает его. Но если добавить черным слона на а8, то белые могут дать мат ферзем с поля с7. Для того чтобы дать мат, ферзю необязательно быть одетым! Ему достаточно быть защищенным! Заматованный черный король уже не имеет никакой силы, и чужая королева может разгуливать в голом виде, нисколько при этом не стесняясь :)
Позиция 22
Белые могут дать шах ферзем с поля с7, после чего черный король обязан уйти на а8. Но если добавить черным пешку на b7, то 1.Qc7+ – illegal move! Белый король, стоящий на d6, отпугивает своим видом черного собрата, но на скромную пешку b7 его присутствие нисколько не действует. То же самое происходило бы, если бы вместо пешки на b7 у черных стоял слон на с8 или конь на b6.
Позиция 23
Здесь белые немедленно выигрывают путем 1.Rd4+!! Qxd4 2.Ke3! или 2.Kd3! (кисс) В заключение рассмотрим значительно более сложный пример.
Позиция 24
Ход белых. Кажется, что белым тут плохо, и в обычных шахматах так оно и есть. Но здесь происходят чудеса. 1.Rxd5! (гардэ) 1...Qxd5. Иначе черные просто останутся без ладьи! Напомню, что ходы типа 1...Rxc2+, 1...Ng3 или 1...Nf4 (illegal moves!) являются нелегальными!! Когда ферзь под боем, нельзя, оставив его в таком положении, давать шах неприятельскому королю или угрожать гардэ неприятельскому ферзю! 2.Rd1! (гардэ) 2...Rd4 (2...Qc6 3.Nxb7!! – кисс с раздеванием!) 3.Rxd4! (гардэ) 3...exd4 (3...Qc6 4.Nxb7!!, а 3...Qxa2 – illegal move ввиду белой пешки b2) 4.Bxd4!! – и снова кисс с раздеванием! Игра закончена, белые победили!
5. Некоторые дебютные хитрости
Попробуем вкратце разобраться, что же происходит в хорошо известных нам дебютах. Начнем с того, что белые могут испробовать старый гамбит Стейница – 1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nc3!? с тайной надеждой на 3...Qh4+?? 4.g3! (kiss). Впрочем, давать самоубийственный шах ферзем на h4 черные отнюдь не обязаны :)
Так что сыграем посолиднее :) 2.Nf3! Русская партия со стороны черных здесь никак не годится. После 1.e4 e5 2.Nf3 Nf6 3.Nxe5! d6 4.Nf3 Nxe4? 5.Qe2! (в обычных шахматах этот ход чаще всего воспринимается как отказ от борьбы :) – здесь же он ведет к победе) 5...Qe7 (напомним, что после 5...Bg4 6.Qxe4+! черные, согласно правилам, не могут сделать кисс путем 6...Bxf3 (illegal move), так как их король находится под шахом на расстоянии от белого ферзя) 6.d3!, и черные теряют фигуру, так как уйти с поля е4 их конь, увы, не может.
Попробуем 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.d4 (шотландская партия) 3...exd4 4.Nxd4. Здесь, помимо других возможностей, белым придется считаться с 4...Nxd4 5.Qxd4 Bc5!? Теперь взятие пешки на g7 является нелегальным ходом, а брать слона 6.Qxc5 плохо ввиду 6...d6!, 6...c6! или 6...b6! (кисс).
Сыграем испанскую – 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5, и если 3...a6?, то после 4.Bxc6! dxc6 5.Nxe5! черные просто без пешки: 5...Qd4 - illegal move, 5...Qg5?? проигрывает сразу, а 5...Qe7 не создает угрозы взятия на е5.
Но, может быть, черным стоит сыграть берлинку? Попробуем 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 Nf6 4.0-0 Nxe4 5.d4 Nd6 6.Bxc6 dxc6?? 7.dxe5! – и черные без фигуры! Их конь хочет уйти на f5, но согласно правилам сделать это он, увы, не может (illegal move!) Конечно, правильно здесь 6...bxc6! 7.dxe5, однако после привычного 7...Nb7 (может быть, стоит подумать о 7...Nf5 8.Qd3 g6 или 7...Ne4) весьма неприятно для черных выглядит 8.Bg5 (очень сильно и 8.Nd4!? с угрозой побить на c6) 8...Be7 9.Nd4!, после чего белые создают страшную угрозу – побить конем на с6, и единственным ответом черных, который не проигрывает сразу, является крайне вычурное на вид 9...Na5!
И смех и слезы :)
Перейдем к полуоткрытым дебютам. Скандинавка здесь не работает, так как после 1.e4 d5 2.exd5 взятие на d5 ферзем проигрывает сразу ввиду 3.d4!, 3.c4! или 3.Bc4! (кисс). Стандартное 3.Nc3? (гардэ) значительно менее опасно, так как в этом случае ферзь просто уйдет из-под удара.
Каро-Канн – 1.e4 c6 2.d4 d5 – вполне возможен для черных, но белые могут испробовать более хитрое 1.e4 c6 2.Nc3 d5? 3.exd5! cxd5 4.Nxd5!, и если черные возьмут коня, то немедленно проиграют.
После 1.e4 d6 2.d4 Nf6 3.Nc3 черным следует выбирать между 3...c6 и 3...g6, так как модное в наше время 3...e5? здесь не годится ввиду 4.dxe5!, и черные не могут побить белую пешку (illegal move), а попытка подготовить ход е7-е5 путем 3...Nbd7?! наталкивается на сильное возражение 4.e5!, что обеспечивает белым весьма опасную инициативу.
Рассмотрим сицилианскую. Популярная атака Переньи 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Be3 e6 7.g4? здесь никуда не годится. Черные просто побьют дерзкую пешку конем, так как, взяв его ферзем, белые немедленно проиграют партию.
Забавные вещи происходят и в атаке Раузера. 1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 d6 6.Bg5 e6 7.Qd2 (интересно и 7.Nxc6 bxc6 8.e5!? h6 9.Bh4 g5 10.Bg3 Nd5 11.Ne4!? с перевесом у белых) 7...Be7 8.0-0-0 0-0 9.f4 h6?! 10.Bh4?! Nxe4! (гардэ) 11.Nxe4 Bxh4 12.Nxc6 bxc6 13.Nxd6 Be7! 14.c4!? c5! (14...Bxd6 15.c5!, и белые отыгрывают фигуру; здесь 15...Bxf4 – illegal move, так как ферзя нельзя оставлять под ударом, даже пытаясь при этом создать угрозу неприятельскому королю) 15.b4! cxb4!, и у черных явно лучше. Или 1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 d6 6.Bg5 e6 7.Qd2 Be7 8.0-0-0 0-0 9.f4 h6?! 10.Bxf6! Bxf6 11.Nxc6 (гардэ) 11...bxc6 12.e5! Be7 13.exd6 Bxd6 14.Ne4! Qc7 (возможно и 14...Qe7 15.Nxd6 Rd8) 15.Nxd6 Rd8 16.Qe3 Rxd6 17.Rxd6 (17.Qe5 f6!) 17...Qxd6 18.Be2 с некоторым перевесом у белых :) После 1.e4 c5 2.Nf3 e6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 Nc6 6.Nxc6 bxc6 7.e5 Nd5 8.Ne4 Qa5+?? белые выигрывают путем 9.b4!! (кисс, который прикрывает короля от шаха!).
Перейдем к закрытым дебютам.
О защите Грюнфельда мы уже упоминали :)
Крайне подозрительно для черных выглядит и защита Чигорина 1.d4 d5 2.c4 Nc6 3.cxd5 Qxd5 4.Nc3! или 4.e4! – у белых сильная инициатива и перевес в центре.
Зато любители дебюта Тромповского могут торжествовать. Они имеют право пойти 2.Bg5!? даже после 1.d4 e6, так как взятие слона ведет к немедленному проигрышу :)
В венском варианте после 1.d4 d5 2.c4 e6 3.Nf3 Nf6 4.Nc3 dxc4 у белых много хороших ходов, но сразу проигрывает 5.Qa4+?? ввиду 5...b5!! (кисс!)
И в заключение раздела о дебютах рассмотрим меранский вариант 1.d4 d5 2.c4 c6 3.Nf3 Nf6 4.Nc3 e6 5.e3 Nbd7 6.Bd3 dxc4 7.Bxc4 b5 8.Be2 a6 9.e4 b4 10.e5 bxc3 11.exf6 cxb2 (11...c2? 12.Qd2?? Bb4! ведет к победе черных, но белые просто могут побить пешку ферзем) 12.fxg7? (необходимо 12.Bxb2! с компенсацией за пешку) 12...bxc1R!! (гардэ) 13.Rxc1 Bxg7, и белые без фигуры!
Надеюсь, что вам всем было весело :) С Новым годом!
|