вторник, 24.12.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
FIDE Women’s Grand Prix29.10
Матч на первенство мира20.11
Чемпионат мира по рапиду и блицу26.12
Поддержать сайт

Учимся вместе

Владимир БАРСКИЙ,
международный мастер

ДЕНЬ РАСПИСАН ПО ЧАСАМ

Любому, кто учился понемногу чему-нибудь и как-нибудь, известна эта фраза – «от сессии до сессии живут студенты весело». Но для детско-юношеской школы «Шахматные надежды России» она вряд ли справедлива: сессии проходят здесь настолько интересно и весело, что ребята чуть не плачут, когда разъезжаются по домам.

ChessPro уже писал об этой школе, ее целях, задачах и планах. Как часто случается в жизни, планы реализуются не так быстро, как хотелось бы, но потихоньку процесс идет. Приятно отметить, что после первой и второй состоялась и третья сессия – все в том же уютном и удобном для работы и отдыха подмосковном доме отдыха «Огниково». Занятия проводили гроссмейстеры Юрий Разуваев и Сергей Яновский.

День у ребят был насыщен до предела. Судите сами:

8 утра – подъем, пробежка и зарядка на берегу лесного озера

9 часов – завтрак

10.00 – 12.30 – шахматы

12.30 – 13.30 – спорт (в хорошую погоду – волейбол, в дождливую – настольный теннис и плавание)

14.00 – 15.30 – обед и отдых (многие, правда, норовили и во время отдыха во что-нибудь поиграть, в шахматы или в футбол)

15.30 – 18.00 – шахматы

18.00 – 19.00 – спорт

19.00 – ужин, а потом еще часа полтора занятия шахматами (решение позиций, тренировочные партии с часами).

В один из учебных дней корреспондент ChessPro вырвался из Москвы сквозь пробку на Новорижском шоссе, побывал на занятиях школы, пообщался с тренерами и сделал несколько фотографий.

Юрий Разуваев, гроссмейстер, старший тренер школы:

– Приятно отметить, что происходят позитивные изменения. Ребята уже поняли наши требования к докладам, которые мы поручаем им готовить. Появилось несколько совсем юных, от 9 до 11 лет, и очень способных шахматистов: Миша Тимофеев, Даня Юффа, Лиза Четина, Руфина Валиева… Важно, что удалось создать очень здоровую, доброжелательную атмосферу, поэтому маленькие, общаясь со старшими ребятами, чувствуют себя совершенно комфортно. Мы строим занятия таким образом, чтобы всем было интересно.

Педагог Татьяна Васильевна занимается спортивной подготовкой и вообще помогает организовать досуг. Они с Сергеем Яновским рано утром выводят детей на пробежку в лес, там замечательная поляна на берегу озера – почти как в сказке, и делают зарядку. Целый день до позднего вечера расписан по часам. Утром с 10 до 12.30 шахматные занятия, потом час спорта.

Сергей Яновский, старший тренер юношеской сборной России:

– На этот раз, в основном, играем в волейбол. Это неконтактный вид спорта, тогда как любимый всеми футбол чреват травмами. Зимой были лыжи. Вообще, в «Огниково» хороший бассейн. Пока погода нас радует, мы стараемся больше времени проводить на воздухе, но у нас всегда есть запасной вариант.

Ю.Р.: – После обеда небольшой отдых, хотя некоторых и в это время тянет на улицу, поиграть в футбол. Приходится их немножко сдерживать! С полчетвертого до шести еще занятия, потом опять спортивная тренировка. После ужина ребята или решают упражнения, или играют тренировочные партии с укороченным контролем.

С.Я.: – На сборах жизнь очень насыщенная, и все ребята к нам рвутся. После второй, зимней сессии многие буквально не хотели уезжать, очень переживали, что такое отличное мероприятие заканчивается, девочки чуть не плакали… На школу мы отбирали ребят, прежде всего, очень увлеченных, настоящих фанатов шахмат, которые действительно этим живут, готовы заниматься очень много и получают удовольствие от подобной напряженной работы. От сессии к сессии состав меняется, но не слишком сильно. Мы обращаем внимание на то, как дети выполняют задания, как они стараются, как работают дома. Безусловно, учитываем и спортивные результаты, но это для нас пока не главное. Прежде всего, мы стараемся помочь детям реализовать себя.

К сожалению, финансирование пока находится в начальной стадии для такого важного и масштабного проекта. Пока удается собираться два раза в год, а хотим хотя бы три-четыре. Была идея организовать лагерь, который бы работал все лето, однако по техническим причинам ее пока не удалось реализовать. Все упирается в финансовые и организационные возможности.

Ю.Р.: – Во всем мире существуют лагеря по увлечениям, так что вполне успешным будет и шахматный лагерь. Тем более, есть группа специалистов, которая постоянно работает с детьми, так что идея напрашивается. Среди наших учеников не так много москвичей; некоторые живут в таких местах, где квалифицированной помощи в принципе нет. Две-три сессии в год, конечно, хорошо, но куда лучше для детей, если они получат возможность заниматься летом каждый день в течение месяца.

Ребята привозят на сессию домашнее задание и прокомментированные партии. Не просто задания, а доклады на заданную тему. Например, когда мы впервые увидели на сессии Олега Яксина, нам показалось, что у него недостаточная база общих знаний. Чтобы он выработал свой взгляд на шахматы, мы дали ему необычное задание – подготовить полный творческий портрет Дмитрия Яковенко. Когда Олег начал серьезно работать, то он должен был выработать свое отношение ко всему: либо принять то, что делает Яковенко, либо отрицать. Олег – парень очень талантливый, разносторонний. Он основательно поработал, и у него появился свой взгляд на шахматы. Кстати, Олег через год занял второе место в чемпионате России до 18 лет. Конечно, и его тренер Владимир Николаевич Старцев очень серьезно относится к делу.

Какие-то конкретные знания сейчас получить не так трудно, ведь есть компьютер и базы партий. Гораздо важнее научиться мыслить и работать самостоятельно!

С.Я.: – Хотел бы отметить, что все ученики нашей школы стали гораздо серьезнее относиться к своей физической форме. Буквально две недели на первом сборе мы поделали зарядку, дали правильные установки, и у ребят возникло ощущение, что это им нужно для успехов в шахматах и вообще по жизни. Татьяне Васильевне удается задать правильный стиль жизни. Те, кто не мог ни разу подтянуться, сейчас подтягиваются по 5-6 раз. Здоровый образ жизни становится у ребят внутренней потребностью.

Ю.Р.: – Дети очень собранные, вежливые. Посмотришь на них, когда они желают друг другу доброго утра, приятного аппетита, и складывается впечатление, что это какой-то аристократический колледж! Очень здоровая, доброжелательная обстановка.

С.Я.: – Одна девочка ушибла руку – все к ней подходили, выражали сочувствие, всячески поддерживали морально.

Ю.Р.: – Если говорить о чисто шахматной работе, то кроме докладов ребят и их обсуждения, я достаточно подробно объясняю им тему о связи дебюта с миттельшпилем. Показываю, какие существуют планы на выходе из той или иной дебютной схемы, как ими пользоваться, как взаимодействуют различные позиционные и тактические идеи. При этом мы опираемся на образцы самого высокого уровня.

Мой достаточно большой тренерский опыт показывает: если не дать ученикам попробовать новые позиции «руками», то они не сумеют глубоко освоить знания и успешно применять их в турнирах. Поэтому у нас предусмотрены тренировочные партии. Надо, чтобы ребята поиграли, а потом мы все вместе обсудили их действия - получается настоящий мозговой штурм. Ребята не просто запоминают ходы, а учатся азам самостоятельной исследовательской работы. Более того, только через правильно построенный совместный анализ различных позиций ребята могут существенно улучшить понимание шахмат.

Дети к нам приезжают очень разносторонние. Мало того, что все они блестяще учатся (почти все отличники, а среди них есть ученики спецшкол, например, физико-математических), также еще занимаются другими видами спорта. Сергей Яновский великолепно знает этих детей, видит их в самых разных ситуациях на соревнованиях, и это очень помогает нам в работе.

С.Я.: – Мы хотим помочь детям проявить себя, раскрыть свои таланты.

Ю.Р.: – Мне кажется, сейчас такое время, что человеку придется несколько раз в жизни менять сферу деятельности. Из-за научного прогресса происходят очень большие изменения буквально во всем, некоторые отрасли будут сильно меняться или даже просто исчезать! Мы должны уметь работать с информацией, самообучаться, принимать решения. Это самое главное! Неизвестно ведь, как жизнь сложится. Можно поиграть в шахматы лет 5-6 (и даже добиться при этом определенных успехов), а потом заняться чем-то другим. Человек должен быть к этому готов, у него не должно возникать чувства дискомфорта из-за подобных перемен.

С.Я.: – Несколько слов о том, кто приехал на школу. Одиннадцатилетний Миша Тимофеев очень одаренный, но с подвижной нервной системой. У него случались большие перепады настроения, после успехов наступали довольно резкие спады. Сейчас он стал укреплять себя физически, больше занимается и кажется более стабильным. Очень ценным нам представляется, что у Миши возникла вера в то, что он сможет успешно двигаться вперед.

В этом году у нас начал заниматься Даня Юффа, который в прошлом году стал бронзовым призером первенства Европы до 10 лет. Даня очень живой, энергичный, спортивный (успел даже позаниматься футболом), учится уже в 7 классе и при этом очень увлечен шахматами. Среди ребят он выделяется своей эрудицией: хорошо знает историю шахмат, биографию и творчество шахматистов, много читает. Даня тоже очень эмоциональный, но более устойчивый, хотя порой ему тоже трудно бывает сохранять хладнокровие. Он начинает вибрировать, когда играет на первых столах и успех близок, – из-за этого иногда срывается.

На мой взгляд, заметно прогрессируют две более старшие девочки. Даша Казенова из Подмосковья занимается акробатикой и танцами и при этом отлично учится. Она немножко позже, чем обычно в наши дни, начала заниматься шахматами. Но Даша настолько системно подходит к занятиям, что сдвиги колоссальные!

Зоя Арнацкая из Сыктывкара тоже совсем недавно всерьез взялась за шахматы. При этом она ходит в музыкальную школу, прекрасно играет на пианино, отличница, физически хорошо развита. Когда в Дагомысе мы устраиваем соревнования по плаванию, всегда в них побеждает. Еще недавно Даша и Зоя играли в «детские» шахматы, но за год у обеих произошли колоссальные сдвиги, они очень быстро движутся вперед и вполне могут в ближайшее время догнать своих самых сильных сверстниц. У них складывается вполне профессиональный подход к шахматам.

В первый раз к нам приехал 14-летний Слава Тиличеев из Красноярска. Он очень увлечен шахматами; больше года проучился в московском интернате, но потом что-то у него там не сложилось, и он вернулся домой. Участвовал в сессиях Томской шахматной академии, где занятия проводит Александр Морозевич, и мы его тоже пригласили. Позиционное понимание у него пока не на самом высоком уровне, но он отличный тактик и впитывает знания, как губка.

Вообще все дети у нас замечательные, о каждом есть, что рассказать.

Интерес к школе очень большой. Если бы у нас была постоянная площадка и организационные возможности, то желающих попасть в подобный детский лагерь было бы очень много. Даже при отсутствии полного финансирования многие родители охотно оплатили бы путевку для своего ребенка. Но делать этот проект полностью самоокупаемым, на наш взгляд, неправильно. В нашей стране у людей очень разные возможности, и мы хотим, чтобы в школе занимались действительно увлеченные дети, а материальные возможности не становились для этого барьером.

Все материалы

К Юбилею Марка Дворецкого

«Общения с личностью ничто не заменит»

Кадры Марка Дворецкого

Итоги юбилейного конкурса этюдов «Марку Дворецкому-60»

Владимир Нейштадт

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 1

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 2

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 3

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 4

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 5

«Встреча в Вашингтоне»

«Шахматисты-бомбисты»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 3-я»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 4-я»

«От «Ультры» – до «Эшелона»

Великие турниры прошлого

«Большой международный турнир в Лондоне»

Сергей Ткаченко

«Короли шахматной пехоты»

«Короли шахматной пехоты. Часть 2»

Учимся вместе

Владимир ШИШКИН:
«Может быть, дать шанс?»

Игорь СУХИН:
«Учиться на одни пятерки!»

Юрий Разуваев:
«Надежды России»

Юрий Разуваев:
«Как развивать интеллект»

Ю.Разуваев, А.Селиванов:
«Как научить учиться»

Памяти Максима Сорокина

Он всегда жил для других

Памяти Давида Бронштейна

Диалоги с Сократом

Улыбка Давида

Диалоги

Генна Сосонко:
«Амстердам»
«Вариант Морфея»
«Пророк из Муггенштурма»
«О славе»

Андеграунд

Илья Одесский:
«Нет слов»
«Затруднение ученого»
«Гамбит Литуса-2 или новые приключения неуловимых»
«Гамбит Литуса»

Смена шахматных эпох


«Решающая дуэль глазами секунданта»
«Огонь и Лед. Решающая битва»

Легенды

Вишванатан Ананд
Гарри Каспаров
Анатолий Карпов
Роберт Фишер
Борис Спасский
Тигран Петросян
Михаил Таль
Ефим Геллер
Василий Смыслов
Михаил Ботвинник
Макс Эйве
Александр Алехин
Хосе Рауль Капабланка
Эмануил Ласкер
Вильгельм Стейниц

Алехин

«Русский Сфинкс»

«Русский Сфинкс-2»

«Русский Сфинкс-3»

«Русский Сфинкс-4»

«Русский Сфинкс-5»

«Русский Сфинкс-6»

«Московский забияка»

Все чемпионаты СССР


1973

Парад чемпионов


1947

Мистерия Кереса


1945

Дворцовый переворот


1944

Живые и мертвые


1941

Операция "Матч-турнир"


1940

Ставка больше, чем жизнь


1939

Под колесом судьбы


1937

Гамарджоба, Генацвале!


1934-35

Старый конь борозды не портит


1933

Зеркало для наркома


1931

Блеск и нищета массовки


1929

Одесская рулетка


1927

Птенцы Крыленко становятся на крыло


1925

Диагноз: шахматная горячка


1924

Кто не с нами, тот против нас


1923

Червонцы от диктатуры пролетариата


1920

Шахматный пир во время чумы

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум