| Аэрофлот-опен. Репортаж |
|
Илья ОДЕССКИЙ, международный мастер |
|
МЕТОДОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА |
По итогам 5-го тура первое место от одиннадцатого отделяют уже 1,5 очка. Это много, и для «швейцарки» – нетипично. Даже если сделать скидку на то, что в турнире играют всего 65 человек. Все равно много. Обычно результаты первой десятки плотнее. Располагаются в пределах полуочка, максимум – очка. Может быть, еще подтянутся.
А лидируют двое: Ян Непомнящий (Россия) и Максим Родштейн (Израиль). В следующем, шестом туре им играть между собой.
Пятый тур вообще получился не очень типичным. Обычно как? Те, кто вышли в серьезный «плюс», начинают осторожничать, делать ничьи. Им рисковать ни к чему. Преследователи, наоборот, рубятся в кровь, ведь ничьи не приблизят их к лидерам.
Здесь же – все наоборот. Из первых шести досок пять, а из первых восьми – шесть завершили свои поединки результативно. В середке же – сплошь ничьи. Отсюда и столь раннее расслоение по итогам тура. Двое имеют «+4», еще двое – «+3». Шестеро набрали по «+2». Остальные – ниже.
Смотрим фотографии. От подписей многого не ждите. Как говорил по схожему поводу Д.Д. Шостакович, «сочиняя эти романсы, я пользовался методом социалистического реализма».
Гроссмейстер Милош Павлович (Сербия).
Родился каламбур: «...и Милош к падшим призывал». Пока не знаю, к чему такой каламбур может быть употреблен.
Международный мастер Денни Юсванто (Индонезия).
Казалось бы, какая связь между этой фотографией и предыдущей? А связь есть. Перед отъездом на тур я заглянул в Интернет. Там, в ленте новостей появилось сообщение: «Независимость Косово не признали Сербия и Индонезия».
Сербия – это понятно. А Индонезия-то здесь при чем? Кажется, у нее самой проблемы с сепаратистами. Восточный Тимор, если ничего не путаю. Или это филиппинская головная боль? У меня всегда было плохо с географией.
«Изображая жертву». Гроссмейстер Сергей Азаров (Белоруссия) готовится к партии с Хоу Ифань.
Забегая вперед, скажу, что Фанечка сегодня была на удивление тиха и послушна. Все-таки черный цвет у нее пока не так остро заточен, как белый. Партия завершилась вничью повторением ходов.
Гроссмейстер Павел Смирнов (Россия).
Не знаю, что происходит с этим парнем. Мы знакомы с 2000-го года. Тогда Паша, представлявший город Междуреченск, наделал шороху на чемпионате страны «до 20». Любо-дорого было смотреть на его игру. В каждой партии – каскад жертв. Примерно одну из 4-х партий Паша обязательно проигрывал, но в трех других такой «талевский» стиль приносил успех. А уж внимание болельщиков и прессы было ему обеспечено. Я сам тогда написал большую статью в «64». И Александр Борисович Рошаль, помню, попенял мне за то, что на рассказ о творческих достижениях Павла я отвел куда больше журнальной площади, чем на рассказ о победителе турнира.
Внешне Паша выглядел как человек совершенно «не от мира сего». Помню его пиджаки с рукавами, заканчивавшимися где-то у локтей (настолько он из них вырос). А как можно забыть сцену в мадридском аэропорту «Барахос», когда Паша, зажав в кулаке смятую пачку российских купюр, обратился ко мне с вопросом, где он может поменять их на песеты... Контакт с внешним миром держался у Паши на очень тонкой ниточке причинно-следственных связей. Но в мире, ограниченном 64-мя клетками, Паша знал все ходы-выходы. Его шахматная карьера казалась мне обеспеченной.
Он быстро достиг рейтинговой отметки «2600». Огромный талант, яркий стиль, влюбленность в шахматы – эти и другие положительные качества должны были вести Пашу от победы к победе. А он стал пробуксовывать. Поговаривают, что корень зла – в несоблюдении спортивного режима. Пока сам не увижу, эти разговоры останутся для меня только слухами.
На «Аэрофлот-опене» Паша играет неровно. Обзавелся какой-то рубахой гавайской расцветки. На дворе – зима, снег метет, а парень из Междуреченска ходит как барабанщик. Что-то с ним не так. Хотелось бы знать, кто его друзья, кто его опекает, кто имеет на него влияние. И в чем это влияние заключается.
Сегодняшнюю партию Паша проиграет.
Гроссмейстер Марат Аскаров (Россия).
Его сегодняшняя партия со Стасом Новиковым вызвала повышенный, хотя не могу сказать, что здоровый интерес. Но первый ход сделан, а Новикова в турнирном зале нет как нет. Тогда подумалось: должно быть, это тактический ход, Стас просто хочет, чтобы ажиотаж спал, и фотографы, «отстрелявшись», покинули поляну. Но пауза затягивалась. Прошло десять минут, пятнадцать...
«Электричка в Химках вдруг встала – и ни в какую», – так объяснит Стас свое более чем 20-минутное опоздание. Вот оно что. И ведь не выйдешь из электрички и, «голоснув», остановишь другую. «Остановите самолет – я слезу», – это только в песне поется. А в реальной жизни, попав в застрявшую в Химках электричку, покоряешься судьбе. Этих 20-ти с небольшим минут Стасу потом ох как не хватило.
Конечно, вне зависимости от того, москвич ты или нет, лучше жить в гостинице рядом с турнирным залом. Но это не каждому по карману.
Пустовато и за столиками лидеров турнира А1.
Я не спрашивал, но думается, что опоздание Виорела Бологана и Яна Непомнящего с химкинской электричкой никак не связано. Скорее всего, игроки наводят последний блеск, поправляя дебютную «прическу». Как там у классика? «Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов».
У Яна это вообще вошло в привычку. Чуть запаздывает, зато когда приходит, начинает исполнять дебютные ходы с пулеметной скоростью. Так и на этот раз. Стоило мне отойти на минутку в другой конец зала и вернуться – позицию уже было не узнать.
А следующую партию я предвкушал еще с вечера, едва узнав о жеребьевке. К гадалке не ходи – должна была получиться очень «вкусная» игра.
Эмиль Сутовский (Израиль) – Рауф Мамедов (Азербайджан).
Участники не обманули. Действительно, выдали очень яркую схватку. В один момент черные остались без ладьи. Но инициативу взамен получили нешуточную. А завершилась партия вничью повторением ходов.
Этого фото, что вы видите, мне поначалу было жалко. Вроде и лица выразительные – есть характер, и цвета сочные. Но все портит здоровенный мусорный бак прямо по центру кадра.
Сейчас уже не так жалею. Конечно, бак великоват, а вот небольшой аккуратный бачок на манер пепельницы (вроде тех, что вделаны в подлокотники кресел в комфортабельных экскурсионных автобусах) не помешал бы. Представьте себе. Игрок сделал ход и вдруг увидел, что он плох. Если бака нет, то этот слабый, испорченный ход вынужденно остается на доске. А был бы мусорный бачок?..
Пятый тур: старт дан.
Немножко поснимал зрителей. Не совсем обычных.
Этот дядя в балахоне лазоревого цвета показался мне фанатом Саши Мотылева. Во всяком случае, он как приклеенный стоял возле его доски. Когда же Саша сделал быструю ничью (кстати, вторую кряду), небесный гость явно потерял интерес к происходящему и стал смотреть на все доски рассеянным, поверхностным взглядом.
Обязательно спрошу у Саши об их возможном знакомстве. Интересно.
Парень в шапке – зритель или участник, может быть, даже гроссмейстер? Не знаю ответа на этот вопрос. А снял его потому, что он живо напомнил мне о футбольных болельщиках-иностранцах.
Эти болельщики, стоит в Москве поздней осенью или ранней весной пройти какому-нибудь международному футбольному матчу, заполняют собой пространство вокруг Центрального шахматного клуба. Я долго не мог взять в толк, зачем они здесь собираются. От Кропоткинской, где расположен ЦШК, до Лужников, где обычно проходят такие матчи, путь, может быть, и не самый далекий. Но все же не пять минут. Да и в принципе: что им здесь делать?!
В один прекрасный день я понял, что им надо. Они собираются группками возле памятника Гоголю. И затем колоннами по четыре идут на Старый Арбат.
Покупать шапки.
Боже, какая девушка! Ju Wenjun, единственная китаянка в турнире А2. Я бы сказал, что ее зовут Жу Веньжунь, но понимаю, что на мое мнение найдется еще четырнадцать других. И все разные.
Да и не в транскрипции дело. А в этих глазах, в этой слабости, хрупкости... В улыбке. В пальцах рук, прижатых к щекам. Ей всего 16 лет. Как же она хороша.
Почти так же, как Шень Ян. Но Шень Ян, увы, не приехала в Москву.
Гроссмейстер Виорел Бологан (Молдавия).
Разыграет староиндийскую защиту. Всю партию проведет «первым номером». Будет атаковать, жертвовать, атаковать еще сильнее. Но где-то (знать бы, где) не справится с переключением скоростей. И проиграет.
Гроссмейстер Александр Евдокимов (Россия).
Превосходно прошел предыдущую часть дистанции. Обыграл (черными!) Джобава, никому не дал себя обыграть. Наверняка стал задумываться о чем-то большем.
Но сегодня его ждет разгром.
Иностранный корреспондент. Кажется, француженка. Хотя не уверен. Просто чаще всего ее можно видеть вместе с Робером Фонтеном.
Симпатичная девушка. Но дыхание не перехватывает. Совсем не то, что тремя фотками выше.
Катя Ковалевская в строгой симметричной дебютной позиции вдруг поставила слона на е3. Впереди пешки е2. И слону тесно, и пешке обидно.
На самом деле, все не так просто. Я редактировал книгу, посвященную Дебюту ферзевых пешек, там этот ход (Bc1-e3) указан. Говорится, что гроссмейстеры Константин Ланда и Семен Двойрис сыграли на эту тему аж четыре партии между собой. Значит, что-то в нем есть, в этом ходе. Не зря же они так уперлись.
У Кати сегодня быстрая ничья.
Судя по этой фотографии, Ян Непомнящий уже готов к участию в супертурнирах. Ведь великие тоже любят так делать: отойти от своей доски, перевести взгляд на доски демонстрационные... Большое видится на расстоянии.
А в партии меж тем случилось вот что. И по материалу (тяжелофигурное окончание), и по характеру борьбы (слабый король соперника) она стала сильно напоминать сыгранную в третьем туре партию Непомнящий – Дреев. Для Яна воспоминания, надо полагать, были свежими и приятными.
Он выиграл.
Что выгодно отличает Непомнящего от многих его сверстников – настоящее, не показное недовольство качеством собственной игры. Способность и стремление к самокритике. Сегодняшней партией он был недоволен. Ему виднее.
Зам. главного судьи Игорь Болотинский (Россия).
Игорь Леонидович не позирует, а участвует в производственном эксперименте. Дело в том, что мне осточертело снимать только первые 5-7 минут. Хочется пощелкать игроков и во время тура. Хочется, но колется. Понятно, что без вспышки. Понятно, что не в цейтноте. Но главный и самый спорный вопрос: камера жужжит или не жужжит? Вот это опытным путем мы и собираемся установить.
Вердикт Болотинского: жужжит, но не очень. Значит, можно тихонечко поснимать. И я направляюсь в зал.
«Сеанс одновременной игры проводит... проводит... Кто ж его проводит-то?»
В ожидании сеансера слева направо: Рауф Мамедов, Антон Шомоев, Денис Хисматуллин.
Немного трэша.
А мне, глядя на эту трехногую композицию, почему-то вспомнился милый садистский анекдот из счастливого детства:
«– Эй, одноглазый! Играй «Чикаго»!
– Я не одноглазый! Я не буду играть «Чикаго»!
– Пш-ш-шшш...
– А-а-а-а-а! Чикаго, Чикаго, Чикаго!!!»
Совместный анализ по окончании партии. Ян Непомнящий недоволен качеством партии, Боря Грачев – результатом. Молодые люди пытаются установить истину.
Истина где-то рядом.
Окончание партии Аскаров – Новиков и близко не привлекло к себе такого интереса, как ее начало. Оно и понятно. На доске – скучный технический эндшпиль. Сенсаций не предвидится. Даже разноцветные слоны не помеха счастью, ведь пешка уже добралась до f7.
Если и писать Стасу протест – то на имя начальника подвижного состава Московской железной дороги.
Тренер и ученик. «Аэрофлот-опен» посетили Марк Дворецкий и Эрнесто Инаркиев.
На Марке Израилевиче, кажется, начинается вторая часть одной бесконечной истории. За что мне такое наказание, я не знаю.
История началась примерно два года тому назад. История простая. Послушал одну музыкальную запись. Гия Канчели, «Stix». У меня напрочь снесло крышу от этой музыки. Поделился своею находкой с Эмилем Сутовским. Пишу ему: так, мол, и так, есть на свете такая невероятная музыка. «Тоже хочу», – ответил Эмиль. Я пообещал.
В Москве эта музыка не продается. Во всяком случае, не знаю, где ее можно купить. Заказал по Интернету, через «Дойче граммофон». Привезли. Пишу Эмилю. Эмиль отвечает: буду в Москве тогда-то и тогда-то. Хорошо.
За неделю до приезда Эмиля приезжает другой мой друг. Делюсь своей находкой. Друг говорит: подари. Я не могу отказать. Приезжает Эмиль – а шкатулочка-то пуста. Ладно, говорю, закажу по новой.
И все повторяется по новой. Снова скорый приезд Эмиля, снова заказ через «Дойче граммофон», доставка, другой друг, не могу отказать. Приезжает Эмиль. Шкатулочка пуста.
Верите или нет – а за два года я раздарил уже четыре диска с этой музыкой. Хотя каждый из этих четырех предназначался только и исключительно Эмилю.
Наконец удалось завершить этот кошмар. Эмиль написал, что приедет на «Аэрофлот-опен», я в очередной раз заказал и оплатил диск. В последние десять дней перед началом турнира стиснул зубы, ни с кем не общался. Старался не пожимать рук и пореже выходить из дома. В день открытия разве что не караулю на лестнице. Вижу Эмиля с отцом, настигаю, вручаю диск. Уф! Всё, закончилось.
Все, да не все. Одно закончилось, другое началось. Потому что в прошлом году я купил для Дворецкого одну хорошую книгу. Сейчас уже февраль подходит к концу. Видимся мы не часто, но и не так, чтобы совсем редко. Книги у Марка Израилевича до сих пор нет. Либо я приношу книгу (а она габаритная и тяжелая – особое издание). Либо приходит Марк Израилевич. Вместе два этих события никак не сойдутся.
За что?!
«Кто девушку ужинает, тот ее и танцует». С этим согласен гроссмейстер Баадур Джобава (Грузия). И просто Марина не против.
Гроссмейстер Владимир Акопян (Армения) и Оксана Белкина.
Наверное, уважаемые читатели, вы уже догадались, что к концу тура все ньюсмейкеры, хедлайнеры и прочие интересные люди потихоньку перемещаются из игрового зала в фойе. Хотя и в игровом зале еще немало интересного можно увидеть. Например, босую Харику. В куртке. С первого тура хотел это снять. Извольте видеть: сбыча мечт.
Видимо, пословица «держи ноги в тепле, а голову в холоде» на индийский язык не переводится.
Последние партии тура. Женя Овод – молодчина: с ладьей и пешками вовсю сражается с двумя слонами гроссмейстера Доброва.
А итальянская звездочка Фабиано Каруана (слева) продолжает катиться вниз. Азербайджанец Эльтадж Сафарли и вполовину так не раскручен, как Каруана, однако именно он сегодня праздновал победу.
Шахматные фрагменты дать не успеваю. Хотя есть волшебная пленка: запись комментария Андрея Волокитина к сегодняшней разгромной атаке. Надеюсь познакомить с ней читателя до конца турнира. До встречи.
|