Я все выяснил. Участники живут ни в каком не "Золотом кольце", они живут в гостинице "Арбат". Думаю, эту информацию можно без боязни давать в эфир. Вряд ли толпы экзальтированных поклонниц будут стоять сутками под окнами, к примеру, Жени Алексеева. Или Шахрияра Мамедьярова. Кто хочет посмотреть, как выглядит номер в гостинице "Арбат", может зайти на официальный сайт отеля. Лично меня очень тронула иная информация - как добраться до гостиницы из разных аэропортов Москвы. Так детально всё расписали. Молодцы. Из такого-то аэропорта - на такой-то электричке, затем пересадка на метро, до такой-то станции - и вы у нас в гостях. А из такого-то аэропорта - на таком-то автобусе, потом снова пересадка в метро, до такой-то станции - и вы опять у нас в гостях. Всегда рады вас видеть. Живо представил себе эту картину. Клиент экономит на такси, садится в электричку (или в автобус), с трудом втискивается в метро, уже на полусогнутых, с тюками в зубах добирается до отеля и... легко отваливает 8500 за стандартный номер. Или 9000 за чуть-чуть улучшенный. Как-то все это не очень вяжется. Нелогично. Хотя... разные бывают случаи в жизни. Может, командировочные. Или участники шахматного супертурнира. За них наверняка платят организаторы. А если не принимать в расчет цены, то гостиница подобрана вообще идеально. Раположена в Плотниковом переулке. Такой тихий арбатский дворик - упирается в Старый Арбат, перпендикуляром проходит через Сивцев Вражек. В общем-то, это и есть старая Москва, самый ее центр. Красивые, спокойные места. До ЦШК, если идти широким шагом - минут семь хода, если не торопясь - минут двенадцать. Участники не торопились. Настолько, что когда судья Гийссен объявил о начале тура, половина стульев осталась пустовать.
Раньше всех пришел Василий Иванчук. На удивление, в нормальной цивильной одежде. Остается предположить, что розовые штаны у Василия Михайловича заготовлены для торжественных случаев. Типа встречи с Жуковым. Потом один за другим стали подтягиваться Широв, Гельфанд, Крамник, Карлсен... Забавная история приключилась с Алексеевым. Ворвавшись в турнирный зал и явно нервничая (часы включены, времечко потихоньку тю-тю), Женя тем не менее... не смог найти проход к столику. Ну никак! Шаг влево - бордюр, перескакивать несолидно. Шаг вправо - опять бордюр. "Да где же вход-то!" - в сердцах воскликнул Женя. Оказалось - прямо по центру! Но его полностью загородили телевизионщики, наставив свои камеры... на пустой столик с табличкой "Alekseev". Кто читал рассказ О'Генри "Комедия любопытства", подумает о том же, о чем и я.
Если приглядеться, то видно, что Борис Гельфанд (в левом ряду, лицом к нам) и Василий Иванчук (справа, спиной) дожидаются своих запаздывающих соперников. А проход к столикам полностью загорожен людьми и штативами. Не иначе, лабиринт! Партии развивались довольно медленно. Митя Яковенко, игравший белыми с Мамедьяровым, сделал рокировку. Через два хода пришло время сыграть Rf1-e1. Это заметил Генна Сосонко. Тут же повернулся, что-то горячо, неразборчиво зашептал мне в ухо. - Кто? - я ничего не мог понять. - Да Гуфельд же, Гуфельд! - Что Гуфельд? - Он делал эти ходы сразу, вместе, за один ход! - "Два нуля" и "ладья е1"? - Да!!! В блице, конечно. Виртуоз! Я сделал вид, что не удивлен. Возразил Геннадию Борисовичу, что одноходовый маневр "0-0"+"Rf1-e1" - не новинка Гуфельда, а если и новинка, то без права на патент. Многие московские блицоры переняли этот трюк, самые же искусные из них умудрялись втиснуть в один ход еще и мизинцевое h2-h3. Генна ничего мне не ответил. Но так на меня посмотрел... Лучисто. "Кому ты это рассказываешь, мальчик", - вот что я прочел в его глазах. Партии шли своим чередом. Все, кроме одной. Во встрече Крамник - Карлсен время сперва остановилось, а затем и вовсе повернулось вспять. Перед первым ходом часы Малыша показывали "1.40". А после 22-го - "1.42"! Специально не буду говорить, как такое возможно. Выдержу паузу. Вдруг кто еще не понял. Даю подсказку: перечтите рассказ Довлатова "Виноград". Особенно то место, где "Бала схватился за голову", потому что "шестнадцать тонн опять превращались в девять. А потом - в четырнадцать. А после этого - в две с четвертью. А потом опять - в шестнадцать тонн". Подсказка довольно прозрачная, можно догадаться. Перед началом тура мне казалось, что результат партии Крамник - Карлсен наиболее предсказуемый. Не тут-то было. Позже, в пресс-центре Крамник воздаст должное работе штаба Карлсена. Особенно выделив П.-Х. Нильсена. "Мощный теоретик", - скажет Крамник. Знает, что говорит. Манера, в которой Владимир Борисович комментирует свои партии, своеобразна. Кажется, я хорошо ее изучил. В нескольких словах ее можно охарактеризовать как "профилактика и еще раз профилактика". Выражается это прежде всего в том, что показывая на доске те или иные варианты, Крамник сосредотачивается почти исключительно на контригре соперника. И, соответственно, на способах ее обуздания. У Владимира Борисовича есть 3-4 коронные фразы. Если он говорит: "Соперник ничем не грозит" или: "У меня все защищено", значит, реальная оценка позиции близка к пресловутому "плюс-минус в строчку". В свою пользу, разумеется. Если же он говорит: "Я был бы рад поиграть на победу, но не видел возможности уклониться", значит, позиция ему активно не нравится. Ничья становится желанным исходом. Это я слышал в Элисте, слышал на втором Суперфинале первенства России в Москве. И на этот раз Крамник тоже сказал, что "не видел возможности уклониться". Да еще пару раз добавил: "Тучи сгущались". Ну, это вообще крайняя степень беспокойства за судьбу партии. Ничья в пользу Карлсена.
Напал на ферзя. Активных ходов такого плана белые в этой партии сделали немного. А еще в пресс-центре на каминной полке стояли какие-то трофеи. Вроде про них никто ничего не объявлял. А может, объявляли, а я где-то прохлаждался в это время. Стоят - и стоят. Мало ли. А пригляделся - да это ж кубки за победу наших сборных на чемпионате Европы! Надо доставать фотоаппарат. Срочно. Пока не унесли.
Наступило затишье. Гроссмейстеры обдумывали свое положение. Судья Гийссен нехорошими английскими словами шугал особо шумливых зрителей. Телевизионщики щелкали своими выдвижными механизмами, пишущая братия углубилась в Интернет. Все было штатно. Я пошел в народ. А народу все прибывало. И это правильно. Шахматы хоть и тихий, но все же спорт; ажиотаж ему необходим, как локомотиву - паровой свисток. Можно ехать и без свистка. Но не будет того драйва. Народ был очень разный. Был совсем простой, но был и DIRECTOR, и V.I.P. И это никакой не подхалимаж. Вглядитесь в следующую фотографию. Особливо присмотритесь к надписи на бейджах.
Дворкович и Бах рассматривают какую-то штуку. По которой можно звонить, но помимо этого, она может выполнять еще сотню всяких дел. Только, кажется, варенье варить ее еще не научили. А все остальное - пожалуйста. Я в этих штуках вообще не разбираюсь. Какие они называются: смартфоны? А есть еще "Ай-поды" какие-то. Или это вообще одно и тоже? Судя по выражению лица, Бах в этих суперских штуках тоже не очень. Да что Бах. Потыкав для вида в эту штуку, Дворкович сам признался, что еще не все понял. Потому что купил ее только вчера. Но в Интернет вошел уверенно. Скоро на крохотном дисплее показалась заставка сайта "Chesspro", а еще через секунду - улыбчивая физия вашего корреспондента. Штука явно работала. Вообще, хочу доложить, что слово "Chesspro" действовало на уважаемых людей как пароль и означало: проходи! Не понимаю, почему должен этого стесняться. Это какая-то ложная, излишняя скромность. Подхожу, к примеру, к Аршаку Петросяну. Мы с ним незнакомы. В его глазах как в зеркале читаю минимум недоверие. К нему приближается толстопузый неряшливо одетый мужик, который вот-вот откроет рот. - Здравствуйте, - действительно открываю рот. - Я представляю сайт "Chesspro"... Всё, Аршак моментально расплывается в улыбке! Перед ним уже не сомнительный тип, а желанный собеседник. А одевается пусть кто как хочет. И фигуру не бережет, если так нравится. Слово за слово, и вот уже Аршак представляет меня своей дочери. Софья - жена Петера Леко. Илья Одесский - корреспондент "Chesspro". Очень приятно. Какой вопрос меня интересовал, догадаться несложно. - Да, - отвечает Софья, - мужу я готовлю сама. Нет, он не малоежка. И супчики кушает, и другое тоже кушает. Мясо или рыбу? Вообще-то он вегетарианец. Индейку только может покушать. Какие любимые московские ресторанчики? Знаете, всякие ресторанчики. Вот, в "Елки-Палки" можем пойти. Да, вполне. Ничего, что не престижно, зато там телега: салаты, овощи - Петер очень доволен. От общей и необъятной темы вегетарианства перешли к конкретике. Сперва обсудили вегетарианские долма, потом подвергли сравнительному анализу армянскую и венгерскую кухню. То, что мы, варвары, элементарный "пёркёльт" ошибочно принимаем за гуляш, я уже знал раньше - из "Швейка". А вот как по-разному армяне и венгры используют в готовке капусту - тут Софья мне просто раскрыла глаза. Содержательная получилась беседа. Но надо идти дальше. Не забывая щелкать затвором.
Максим Длуги, разумеется. Гость дорогой и почетный на всех крупных шахматных соревнованиях. Глядя на такое лицо, почему-то сразу же хочется посмотреть: какие на господине часы? Часы соответствовали. Помню, как мы разговорились несколько лет назад. В гостинице "Арарат" было дело, на матче памяти Тиграна Петросяна. Хотя "разговорились" - громко сказано; я просто попросил Максима об услуге. Надо было срочно переправить один документ американскому издателю. По факсу нельзя - требовалась моя "синяя", а не "черная" подпись. А Длуги вроде бы возвращался в Штаты. Но... гроссмейстер и бизнесмен сказал, что помочь, увы, не может - задерживается по делам в Москве. Зато готов дать совет. - Пошли контракт "Ди-Эйч-Элом". Быстро и надежно. Встанет тебе всего-то долларов в... И тут Длуги назвал сумму. Причем он не глумился, отнюдь; наоборот, как ему казалось, дал дельный, практичный совет. Я поблагодарил. А что мне еще оставалось? Шарик для всех один. Общий. Траектории движения разные.
А это Женя Ткачев. Все время забываю, как называется его профессия. Он обижается, что не могу запомнить всего-то несколько слов. Короче, Женя отвечает за всю электронику, которая работает на турнире, плюс онлайн... В общем, вся эта опто-волоконная и беспроводная шмутотень - на нем. И только на нем. Он главный по тарелочкам. На фото Женя выглядит серьезно, даже строго. На самом деле, Женя - один из самых дружелюбных людей, которых я встречал в своей жизни. Если не самый. Да, и еще, конечно, он старший брат Влада. После встречи с Длуги захотелось промочить горло. Только чаем, уважаемые читатели, только чаем. И кофе. Благо, в фойе проводится акция: девушки из "Липтона" и девушки из "Нескафе" угощают своей продукцией всех желающих. Продукция, можно предположить, одинакового качества. Девушки тоже симпатичные. Но одни просто симпатичные, а другие... Впрочем, чего это я мудрю, подыскиваю синонимы. Как недавно написал один мой (явно небесталанный) тезка, "с женщинами все просто. Одни старше, другие моложе". Те, что из "Липтона", моложе.
После "Липтона" захотелось еще пощелкать милые девичьи лица. Недостатка в коих не наблюдалось.
Справа - Оксана Костенюк, младшая сестра сами понимаете, кого. А слева - Аня Игнатова, внучка Исаака Линдера. А может, уже не Игнатова? Аня как-то загадочно высказалась на эту тему. Я не уточнял. Спускаюсь на первый этаж. Дивная картина: Непомнящего не пускают наверх! У него нет даже временного бейджа, и юноша явно не испытывает желания что-либо предпринять. Страсти не накаляются, все тихо-мирно, но как-то нелепо. Охранник стоит на своем. Человек работает, "не пущает". Ян стоит рядом. Улыбается. Всем своим видом показывает, что классику читал и совет - "никогда и ничего не просите, сами предложат и сами все дадут" - усвоил. Действительно, дали. И Ян, спокойный, как удав, прошествовал наверх. А охранник остался внизу, совершенно растворившись на темном фоне.
На первом этаже показывают партии через проектор. К проектору прилагается онлайн-комментарий гроссмейстера, обычно Долматова или Сосонко. Так было в прошлом году, наверное, будет и в этом. Народ на первом этаже подбирается совсем уж разночинный. Запросто могут назвать ладью турой, а незнание нотации компенсируют возвратно-поступательными движениями указательного пальца. - Широву надо конем во-он туда пойти. - Зачем?! - А чтобы во-он на том поле шах объявить. - Вон на том? - Да! Да! - Так оно ж бито! - Чем оно бито? - Во-он тем конем. И так далее.
Никак не могу придумать подпись к этому фото. Просто люди смотрят шахматы. Они не очень квалифицированные, может быть, не очень успешные. Не "крутые", это уж точно. Но в этот субботний вечер вместо всяких других дел они пришли сюда. Их не особо желают видеть на втором этаже. Они сидят на первом и просто смотрят шахматы. Что тут можно сказать?! По-моему, кроме "спасибо", ничего.
Самые юные зрители из всех, кого я встретил в этот вечер. Топчусь в прихожей, ищу пятый угол. Вижу - у гардероба Лена Таирова с мамой! Привет-привет. Давно не виделись.
Спрашиваю, какими судьбами? Оказывается, Лена хочет послушать комментарий участников к собственным партиям. А девушка-то права! Пора, пора подниматься наверх. Митя и Шахрияр вничью сыграли. Ребята хорошие, не балованные, наверняка в пресс-центр вместе придут. Значит, можно ожидать хороший комментарий. Так и вышло.
Фигуры в клеточку на пиджаке Мамедьярова - не мистика и не фотомонтаж. А нечто, напоминающее гиперболоид инженера Гарина. Короче, луч. Тут интересно другое. Если приглядеться, видно, что Митин палец направлен точнехонько на клетку b3. Елки зеленые! Неужели гроссмейстеры обсуждали первый ход b2-b3 ? Что-то не припомню такого разговора.
|