вторник, 24.12.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
FIDE Women’s Grand Prix29.10
Матч на первенство мира20.11
Чемпионат мира по рапиду и блицу26.12
Поддержать сайт

Мнение

Владимир БАРСКИЙ,
международный мастер

Игорь СУХИН:
«УЧИТЬСЯ НА ОДНИ ПЯТЕРКИ!»

Наша справка. Игорь Георгиевич Сухин - научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, член Союза писателей России, автор единственного официально одобренного курса преподавания шахмат в школе. Кандидат в мастера по шахматам, участник полуфиналов первенства Москвы, чемпион столичного клуба "Спартак" 1977 г.

- Игорь Георгиевич! Вы закончили МВТУ им. Баумана, один из самых престижных технических вузов страны, потом много лет, с 1976 по 1993 год работали в НИИ. Чем занимались по роду деятельности?
- Разработкой процессов ионно-плазменного напыления и травления… Но работа в НИИ не была центром моих интересов. Основная жизнь начиналась после работы - шахматные турниры, вояж по книжным магазинам в поисках интересных книг и их чтение.

- В 93-м году вы резко сменили род деятельности - стали работать в Институте теории и истории педагогики. Почему?
- Не сказал бы, что эта перемена произошла так уж резко. Если бы у меня были лучше физические кондиции, весил не 50 килограммов, а больше, то после школы, вполне вероятно, я бы поступил в институт физкультуры. Потому что шахматы любил с детства, в классификационных турнирах стал выступать с 7-го класса. А работать просто пошел по стопам отца, потому что нужно же было где-то работать. Тогда я еще не задумывался ни о писательстве, ни об учительстве, просто играл в шахматы, стараясь повысить квалификацию и рейтинг. До 2274 удалось добраться, потом наступил спад.

- Жизнь начиналась после работы?
- Конечно! Что такое работа в НИИ? Рутина, с невысоким КПД. Но там тоже проводились и шахматные турниры, и другие спортивные соревнования. Это вспоминается, а остальное - нет. Вообще, найти работу по душе довольно сложно, обычно это удается только с годами. По крайней мере, так было раньше, сейчас в этом плане ситуация, наверное, несколько проще. А может, наоборот, сложнее, поскольку у многих большие усилия уходят просто на выживание…

- Вы говорите, что задумывались о поступлении в институт физкультуры - ГЦОЛИФК. Как выпускник кафедры шахмат, могу засвидетельствовать: те, кто поступают в этот вуз, меньше всего мечтают о профессии тренера, преподавателя. У студентов, как правило, большие спортивные амбиции.
- Да, так оно и было. Я любил шахматы и знал, что в институте физкультуры будут шахматы. Каждый, кто поступает на кафедру шахмат, мечтает о спортивных достижениях. Евгений Павлович Линовицкий, заведующий кафедрой "Теории и методики шахмат" Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма как-то привел цифры: за 37 лет 600 будущих специалистов посещали занятия на кафедре, но лишь 5-7 процентов из них сейчас занимаются с детьми.

- Но вы не стали поступать в инфизкульт?
- Там один из обязательных предметов - лыжи, а это не мой спорт! Футбол, теннис - другое дело, а, скажем, подтягивания были для меня большой проблемой.
В НИИ я добросовестно выполнял свою работу, но не более. Когда женился, предупредил супругу: "В шахматы я буду играть всегда!" К счастью, встретил с ее стороны полное понимание.
В 1983 году я прекратил регулярно участвовать в соревнованиях. В тот год в сильном турнире в "Зените" (с участием Арбакова, Архангельского, Игнатьева, Мазьи, Донских, других мастеров и сильнейших кандидатов в мастера) проиграл всего две партии из 15, но ни одной не выиграл. Понял, что это мой потолок, и с 1991 года иногда играю только в темпо-турнирах.

- А когда вы поняли, что вам интересно учить детей?
- После рождения дочерей. Старшая 80-го года рождения, младшая 84-го. Что такое 80-е годы? Тогда литературы - не только шахматной, но и по обучению детей - не было вообще. Передо мной встала проблема: как развивать собственную дочь, как помочь ее умственному развитию. И я создал свою систему интеллектуального развития, основа которой - шахматы, занимательные математические и логические задания, игры с буквами и словами, литературные затеи и скороговорки, - в общем, много всего. Книг на эту тему было мало. Поскольку я был книгочеем, полжизни провел в книжных магазинах, покупая все, что попадалось хорошего (а попадалось оно очень редко), то какой-то минимум литературы у меня все же имелся. На этой основе я разработал комплексную систему умственного развития, по которой и занимался с дочерьми. В дальнейшем каждое направление системы вылилось в отдельную книгу, поэтому я сейчас автор почти 100 книг для детей и родителей. Среди них пособия по логике, математике (например, судоку для детей), литературным затеям, логопедии и, конечно, шахматам.

- Сколько лет было дочкам, когда вы начали с ними заниматься?
- Где-то с 84-го года я начал потихонечку заниматься, обучал играм с буквами и словами и шахматам. В 94-м году на основе накопленного опыта я выпустил пособие "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет". Немного ранее, в 91-м вышла моя первая книга "Приключения в Шахматной стране", которую в 2000 году я переиздал под названием "Удивительные приключения в Шахматной стране". И там, в частности, описал, как я занимался с дочерьми и племянницей, - в рубрике "Странички из дневника" рассказывал о трудностях, возникавших в процессе обучения, и как я их преодолевал. Это моя самая главная книга. Вот кусочки "Страничек из дневника":
"Читал Оле (возраст 4 года 7 мес.) свою сказку о дракончике Пожирателе Полей. Через день спросил: "Помнишь сказку?" - "Не помню". - "Ну, хоть что-нибудь?" - "Не помню! (думает небось: "Вот пристал"). Как же Олю перехитрить-расшевелить? Придумал: "Ну, кто там был, медведь?" - "Нет, дракон… Он клетки глотал… А они прижались, и он не мог их проглотить".
А вот другой пример:
"Показал племяннице Ане (2 года 8 мес.), как ладья бьет. Бить-сбивать ей понравилось, но она никак не могла понять, что свою ладью надо ставить на место сбитой фигуры… Играем белой ладьей против черной. Пять ходов подряд ставлю свою ладью под удар, а Аня этого не замечает. Объясняю: "Мою ладью надо бить, тогда выиграешь!" Но слово "выиграешь" для малышки пустой звук. Тогда сделали так: когда Аня сбивала мою ладью, она хлопала в ладоши. Моя, мол, победа. Хлопала с удовольствием, но… предпочитала "не рисковать", и в игре не била мою беззащитную ладью, а уходила своей ладьей на свободное поле. Подсказываю: "А похлопать не хочешь?" Тогда бьет... Только тогда. Отыграли 25 минут: "Хватит?" - "Еще хочу!" Играем дальше. Все время меняю начальное взаиморасположение белой и черной ладей. Затем 10 раз подряд разыгрываем фиксированное положение, и дело идет на лад - Аня без подсказки начинает бить мою ладью".

- Когда обучали дочек шахматам, знали уже про опыт семьи Полгар?
- А как же! Я всегда считал и считаю, что информация - прежде всего. Я выписывал все шахматные журналы и газеты, а также пионерские газеты со всех регионов, ведь тогда везде были шахматные рубрики. Объем информации просто колоссальный, было что перерабатывать!

- Но вы не хотели из дочерей воспитать гроссмейстеров?
- Нет, у меня была принципиально иная цель. Я не хотел даже, чтобы они в дальнейшем занимались в шахматных кружках. Задача ставилась совершенно четкая: взять из шахмат все то, чем они полезны для детей, а в первую очередь это - формирование внутреннего плана действий (способности действовать в уме). Юрий Сергеевич Разуваев в недавнем интервью на "ChessPro" блестяще объяснил, что это такое и для чего нужно. И задача эта была успешно реализована.

- То есть вы уже тогда четко осознавали, в чем польза шахмат для детей? И как вы это поняли - чисто интуитивно?
- Нет, мне попались работы выдающихся психологов Я.А.Пономарева и П.Я.Гальперина. У них эти идеи были настолько изящно, красиво изложены! Многие ведь не понимают, для чего нужен шахматный всеобуч. А нужен он для того, чтобы дети получали в школе только 4 и 5 по всем предметам. У меня обе дочери учились на пятерки и потом безо всякого блата поступили в престижные вузы. Некоторые не верят, что в МГУ, например, можно попасть без блата. Отчасти они правы, потому что 90% поступивших или занимаются индивидуально с преподавателями конкретного вуза, или имеют какие-то связи, но 10% "звездочек" всегда принимают по конкурсу, потому что каждому вузу нужны студенты, которыми можно гордиться. Благодаря шахматам попасть в эти 10% становится вполне реальным.

- То есть вы утверждаете, что дочери закончили школу с золотыми медалями именно благодаря шахматам?
- Я говорил, что у меня была комплексная система, в которой были 4-5 основных направлений. Шахматы формируют внутренний план действий (ВПД), а для чего он нужен? Уже в первом классе детям приходится выполнять задания, которые требуют этого навыка, а реально у детей его нет. Начинать формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда, помимо всего прочего, дети сами научатся планировать свое время, все успевать, системно мыслить и, главное, выполнять домашние задания по всем предметам без помощи родителей. Мы с женой даже не замечали, как дочери учатся, знали только, что у них одни пятерки!

- Хорошо, а если бы вы не учили их шахматам, а занимались только литературой, головоломками, кроссворды бы, например, решали, то эффект, может, был бы ничуть не хуже?
- Тогда они учились бы на твердые четверки (и я, и моя жена Татьяна учились в школе на четверки)! Шахматы абсолютно незаменимы, только с их помощью можно целенаправленно развивать способность действовать в уме.

- Именно шахматы?
- Именно. Я "прочесал" всю педагогическую и психологическую литературу, и выяснил, что, несмотря на исключительную важность ВПД для ребенка, в общеизвестных системах школьного и дошкольного обучения он, как правило, целенаправленно не формируется. Среди традиционных приемов формирования ВПД в массовой школе можно назвать лишь устный счет и устный разбор слов и предложений. Вместе с тем указывалось, что формирование ВПД является одной из центральных проблем не только детской, но и общей психологии, причем, по данным большинства исследователей, наиболее интенсивно он развивается в дошкольном возрасте. Я сейчас параллельно модерирую форумы Всероссийского интернет-педсовета (дошкольные, начальной школы и шахматные), и на данных форумах учителями не раз задавался вопрос: как сформировать у детей внутренний план действий? С помощью каких средств этого можно добиться? Я отвечал, что таким инструментом являются шахматы. Кроме меня, никто из педагогов и психологов, участвующих в работе Всероссийского интернет-педсовета, другого равноценного инструмента до сих пор не предложил.

- Вот так даже? Счет в уме - это же только малая часть шахмат, в них есть и план, и логика…
- Конечно! Шахматы позволяют четко структурировать весь процесс обучения.

- Итак, в 90-е годы, когда появилась определенная "свобода маневра", вы покинули родной НИИ…
- В 1985 году при шахматной федерации СССР была образована комиссия "Шахматы - школе", которую возглавил профессор Борис Семенович Гершунский. Он постарался привлечь в комиссию всех разбирающихся в проблеме, всех, кто проявлял интерес к этой работе. Борис Семенович предложил работать в комиссии и мне.

- Но вы же тогда еще не преподавали ни в школе, ни в детском саду?
- Нет. Но меня уже интересовали эти проблемы, поскольку в те годы в "64", в журнале "Шахматы в СССР" и других было много интереснейших публикаций на тему всеобуча, я их вырезал, и вырезки приклеивал в общие тетради. Можно сказать, "64" меня зажег идеей всеобуча. Как это здорово, если во всех школах будет урок шахмат! В те годы все публикации были просто победные; это сейчас мы уже знаем, что бывают, "оказывается", и проблемы.

- И стали работать в этой комиссии?
- Да. Она существовала примерно до 1992 года. Итогом ее работы стали две книги, вышедшие в 1991 году в издательстве "Педагогика": 1) сборник "Шахматы - школе", который составили Б.С.Гершунский и А.Н.Костьев и 2) моя книга "Приключения в Шахматной стране", отрецензированная Борисом Семеновичем. Также примерно раз в два года мы в Москве проводили конференции по всеобучу. Потом эту "эстафетную палочку" подхватил Александр Николаевич Костьев. Благодаря Б.С.Гершунскому и А.Н.Костьеву в 80-е и 90-е годы прошло несколько конференций и семинаров, на которых имели возможность выступить специалисты по обучению шахматам в школах и детских садах.
В 1993 году Б.С.Гершунский стал директором Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании (так в те годы назывался наш Институт теории и истории педагогики). И при лаборатории международных исследовательских проектов он образовал Центр "Шахматы - школе", куда пригласил Александра Алексеевича Тимофеева, Николая Владимировича Крогиуса и меня. Я с удовольствием ушел из своего НИИ - хотелось заниматься тем, что мне по-настоящему интересно. К сожалению, вскоре Бориса Семеновича вынудили покинуть директорское кресло - у ярких и энергичных людей всегда бывают не менее энергичные оппоненты. Свою борьбу с ними Б.С.Гершунский описал в книге "Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие" (М.: Флинта: Наука, 2003). Отмечу, что в данном объемном научном труде раздел "Шахматы - школе будущего" посвящен нашей древней игре. Его подразделы: "Педагогический потенциал шахмат" и "Философия шахмат 21-го века" ("Шахматы и наука", "Шахматы и искусство", "Шахматы и спорт", "Шахматы и школа", "Шахматы и компьютеры"). Центр закрыли, из шахматистов в Институте остался я один, и тематика исследований у меня теперь не шахматная, а связанная с общими проблемами международных исследований в образовании.

- В институте вы стали разрабатывать методику преподавания шахмат в школе?
- Этим я начал заниматься раньше, в Центре мы ничего серьезного не успели сделать. Б.С.Гершунский предложил нам совместно подготовить к печати книгу "Шахматные вундеркинды", мы стали подбирать материал, но написать ее так и не написали.
Но шахматная тема мне всегда была интересна. Я люблю работать в тех нишах, в которых никто не работает. В любой области, будь то логические, математические задачи, скороговорки. Стараюсь, по возможности, находить такие ниши, где нет конкуренции.

- А когда вы начали преподавать шахматы в школе?
- Авторская методика обучения была опробована в школе №317 Куйбышевского района Москвы (1987-1988), там я на общественных началах по выходным вел полноценные шахматные занятия с одноклассниками старшей дочери Лены. Занимались один час в неделю. Там я и проводил обкатку своей системы обучения. У меня уже была готова вчерне книга "Приключения в Шахматной стране"; я и тогда преподавал, и сейчас преподаю по этой книге. Затем вел занятия в студии при ДЭЗ-23 Кунцевского района Москвы (1990-1991). Их организовал мой шахматный наставник Игорь Федорович Осипов, который опекал меня с 1967 года. Он помогал мне анализировать сыгранные партии, раскрыл передо мной мир шахматной литературы, подарил нетленные произведения А.И.Нимцовича "Моя система", А.А.Котова "Шахматное наследие А.А.Алехина" и… печатную машинку. И все это совершенно бескорыстно!
А потом я увидел, что самый "неразработанный" сегмент - это шахматная методика занятий с дошкольниками. Заниматься с дошкольниками неизмеримо труднее, чем с учениками начальной школы, а, следовательно, - еще интереснее. И с 1991 года я вот уже 17 лет преподаю шахматы дошкольникам в московской мини-школе "Знайка-М". Шахматы там - один из основных предметов, наравне с логикой, развитием речи, музыкой, математикой, английским языком, рисованием и ознакомлением с окружающим миром.

- Где находится эта школа?
- Недалеко от станции метро "Первомайская", в здании 444-й школы, которую в свое время закончил Александр Дмитриевич Жуков. У меня семь групп детей трех возрастных категорий - четырех-, пяти- и шестилетние. В группах по 15 человек. Занимаемся раз в неделю, одно занятие продолжается 25-30 минут.

- И чему удается за год научить таких малышей?
- К концу года дети умеют ставить элементарные маты.

- Все 15 человек умеют?
- Да! Конечно, само понятие "мат" для дошкольников очень и очень сложное. Они могут поставить какой-нибудь простой мат королем и ладьей, но чего-то более сложного от четырехлеток требовать нельзя. Любимый возраст у меня - шесть лет, это замечательный возраст, с такими детьми приятнее всего заниматься. Они многое знают, многое умеют, открыты всему новому и еще "не испорчены" школьной потогонной системой.

Шахматный урок в школе

- Ваша методика - единственная, которую одобрило Министерство образования?
- Так оно и есть, но это не моя заслуга. Просто в 93-м году в начальной школе появилась вариативность, которой раньше не было, по всем предметам появились альтернативные учебники. Раньше у нас как было? По математике - один учебник для каждого класса всех школ Союза, по русскому языку - то же самое, и т.д. Кроме трехлетней начальной школы, появилась и четырехлетняя, а также система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и система Л.В.Занкова. И для каждой из них свои учебники. И, кроме этого, официально в сетку занятий включили факультативы, которые раньше считались внеурочными занятиями. А в 1993 году их ввели в официальную сетку, выделили определенное количество часов для каждого класса. Поэтому Министерство образования само заинтересовалось: какие новые предметы можно предложить школьникам? Случайно узнали, что есть такой специалист - И.Г.Сухин, пригласили меня и спросили: "Вы можете написать школьный шахматный курс?" Я ответил утвердительно. Наработки у меня уже были, в 1989-91 годах я публиковал в "64" материалы на тему, как проводить шахматные занятия, выпустил два диафильма "Приключения в Шахматной стране" и "Книга шахматной мудрости". Как я потом узнал, на экранном совете, где я защищал сценарий первого диафильма, специалисты Министерства образования меня и "присмотрели".

- Итак, у вас (а по большому счету - у всех нас) есть полный методический комплект, одобренный Министерством образования: учебник для учеников, пособие для учителей, рабочие тетради, поурочный план. Что же мешает внедрению шахматного всеобуча по всей стране, если вся предварительная работа уже сделана?
- Действительно, не имея учебно-методического комплекта, начинать всеобуч просто бесполезно. Поэтому-то всеобуч 80-х годов масштабно и системно не пошел. Комплект - это необходимая база, но недостаточная, так как нужны, конечно, кадры. Нужны семинары для педагогов, аналогичные тем, что я проводил недавно в Якутии - читал свой курс учителям начальных классов.

- А кто вас пригласил провести семинар?
- Как вы знаете, первым российским регионом, который по инициативе Кирсана Николаевича Илюмжинова ввел у себя шахматы как школьный предмет, была Калмыкия (в 1995 году). Затем по инициативе президента Михаила Ефимовича Николаева в 2000 году Министерством образования Якутии был подписан приказ "О введении уроков шахмат в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутии)". Пункт 1 приказа гласил: "С 2000-2001 учебного года ввести в программу с 1 по 4 классы общеобразовательных школ республики учебный предмет "шахматы" за счет часов по выбору". Для раскрытия творческих способностей учащихся в п.2 приказа рекомендовалось использовать курс И.Г.Сухина "Шахматы - школе". Но не все получалось: не было денег на учебники, не хватало кадров. А любой директор как смотрит: раз предмет по выбору, то лучше какой-нибудь другой выбрать, более привычный. Поэтому всеобуч в Якутии первое время был вялотекущий. Но в сентябре прошлого года по предложению М.Е.Николаева (ныне заместителя Председателя Совета Федерации) в Якутске проведен конгресс "Шахматы в школах" с участием многократного чемпиона мира А.Е.Карпова. Основной целью конгресса явилось реальное внедрение шахмат в систему школьного образования. На конгрессе было немало интересных докладов, многие из них недавно выложены в Интернете, и был принят ряд важных решений. Одно из них - организация цикла семинаров с участием ведущих специалистов России. В этом году пригласили меня и А.Н.Костьева, и мы совместно провели двухдневный Республиканский семинар по шахматному образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мероприятие было организовано Фондом содействия культуре, науке, образованию (директор Виктор Петрович Ноговицын), Целевым фондом будущих поколений (директор Василий Дмитриевич Борисов), Минобразованием и Шахматной федерацией Якутии. Вот программа семинара и обсуждаемые вопросы.
На семинаре я знакомил учителей начальных классов с учебно-методическим комплектом первого года обучения курса "Шахматы - школе" и подробно объяснил, почему курс написан именно так, а не иначе.

- Семинар за два дня?
- Конечно, это очень небольшой срок, и все же, представляется, что поставленная подзадача - убедить учителей, что не нужно бояться шахмат, и что им вполне по силам преподавать их, была выполнена! Акцент я сделал на важнейших моментах курса. Я показывал много заданий на фрагментах шахматной доски - это все-таки более простой материал.

- Значит, шахматы в Якутии будут преподавать учителя начальных классов?
- Да, где-то начиная с первого класса, где-то со второго. В вашей беседе с Ю.С.Разуваевым обсуждался вопрос, когда лучше начинать обучение шахматам. Конечно, лучше с дошкольного возраста! А если говорить о школе, то предпочтительнее первый класс. Почему? Не случайно ученые ввели сейчас в научный лексикон так называемое предшкольное образование - для выравнивания стартовых возможностей детей. Чем старше дети, тем больше у них различие в уровне знаний и умений: одни уже многое знают и умеют, другие нет. Поэтому лучше всего начинать обучение в 5-6 лет, в старшем дошкольном возрасте, когда большинство детей одинаково мало знает о шахматах.

- В моем представлении учителя начальных классов в основной своей массе - это женщины среднего и более старшего возраста, наверняка далекие от шахмат. Захотят ли они учиться сами и преподавать шахматы как предмет?
- Безусловно, старшему поколению сложнее, многие шахмат боятся. Но приходит новое, молодое поколение, а ему все интересно! На семинаре в Якутии было немало молодых учителей, и я чувствовал их большую заинтересованность в преподавании шахмат. Некоторые из них рассказали о своем интереснейшем опыте, например, фантастически талантливая учительница Елена Валерьевна Доброскокина (амгинская школа №2). В целом, о возрастном составе семинаре я бы сказал так - сплав молодости и опыта. Своими замечательными наработками поделились учитель-реабилитатор Галина Гаврильевна Григорьева, преподаватель шахмат Якутского педагогического колледжа №1 Николай Васильевич Иннокентьев и другие. Более широкому привлечению учителей начальных классов к преподаванию шахмат способствует ряд сопутствующих моментов, которые мы должны учитывать. Например, государство совершило серьезную ошибку, и оказалось, что учителя начальных классов не вырабатывают полностью свою ставку тем количеством учебных часов, которые им предоставляются (у них по базисному плану ставка предполагает 20 часов; для сравнения, у предметников - 18 часов). Это неправильно; на мой взгляд, в начальной школе вообще учителям надо больше платить, у них очень сложная работа! Но сейчас, объективно, они заинтересованы в подработке. Поэтому учитель материально мотивирован преподавать дополнительные дисциплины. Одна из таких подработок - шахматы. Хотя самым главным, конечно, должен быть не материальный стимул, а желание педагога преподавать шахматы.

- Реально будет найти таких желающих в масштабах всей страны?
- Думаю, это реально. Ведь почему всеобуч до сих пор стопорится? 99% людей считают шахматы только спортом! Огромное спасибо "ChessPro" за то, что вы начали профессиональный разговор о роли шахматного образования! То, что в массовых СМИ пишут о шахматах, - просто кошмар! Практически нет журналистов, которые профессионально разбираются в проблеме шахматного образования, почти все, что пишут по данному вопросу - маразм, другого слова у меня нет! Истинную цель преподавания шахмат блестяще разъяснил Ю.С.Разуваев в своем интервью, где четко расставил все акценты.
Уже два года я веду колонку в "Учительской газете" и модерирую шахматные форумы Всероссийского интернет-педсовета, объясняю там наши проблемы. Но мощной телевизионной трибуны у нас нет, центральных газет нет. В результате шахматы низвергаются до голого спорта и туалетных скандалов.

- Ласкер говорил, что шахматы очень полезны для развития мышления, если только ими не злоупотреблять. С другой стороны, одна из самых привлекательных черт шахмат - это победа над соперником. Помню, в одной из бесед Василий Иванчук говорил мне примерно следующее: "С компьютером мне играть неинтересно. Если я выигрываю у человека - он страдает, когда проигрываю - я мучаюсь!" То есть одна из главных составляющих шахмат - чисто спортивная: удовольствие от победы, которое может стать своего рода наркотиком. А поражение - это довольно сильный стресс. Как не распугать детей, начиная обучение шахматам? Ведь неизбежно одни будут выигрывать, а другие, соответственно, проигрывать.
- В шахматном кружке и секции, конечно, изначально заложена большая "текучка". На уроке в общеобразовательной школе ситуация иная. Возьмем, например, тему "Мат в 1 ход". Мы решаем задачи, но я говорю детям: "Это ваша партия! Если вы поставите мат, то вы выиграли!" В итоге, все - победители.

- А сыграть между собой им не хочется?
- Почему же, в конце учебного года они играют между собой полномасштабные партии, а до этого играют и на фрагментах доски, и разыгрывают учебные позиции. Например, игра "ладья против ладьи" - это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Очень часто на первых порах ладью подставляют под бой. Но дети понимают, что это дидактические игры, а не полномасштабные шахматы, поэтому и проигрывать не так обидно. А вот если игра идет из начального положения, то для них это уже серьезно, проигрыш настоящей партии - это колоссальное интеллектуальное унижение. Всем нам наверняка приходилось видеть, как проигравший ребенок сбрасывает фигуры с доски. Нам на уроках этого не надо. Какой тут выход? Например, не давать на уроках в общеобразовательной школе доигрывать партию до конца.

- Прерывать игру и присуждать ничью?
- Нужен дифференцированный подход. Учитель видит, кто как относится к поражению: кто раним, кто не раним. Изначально процентов 10 детей обладают спортивным характером, и я сажаю их играть между собой, а ранимые играют друг с другом. Я могу прервать партию, но обычно просто назначаю междоусобные поединки на конец урока, поэтому партии обрываются сами собой, когда звенит звонок. И это хорошо.
Часто меня спрашивают: "Что делать, если в классе есть несколько человек, которые играют уже достаточно хорошо? Им же будет неинтересно!" Как это - неинтересно?! Наоборот, я назначаю их помощниками учителя! Они вместе со мной помогают другим ученикам, и очень горды этой своей ролью.
Плохо, когда занятия проводятся без методик и без учебников. Я наблюдал на уроках у некоторых кандидатов в мастера такую картину: дети под партами сидят, а педагог вызывает к учительскому столу кого-то одного, только с ним общается, и этого не замечает… Везде все нужно делать профессионально.
Прежде всего, следует преподавать по методике. Официально разрешен пока только мой шахматный курс, на нем стоит гриф "Рекомендовано Министерством образования РФ", без которого использовать учебники в школах нельзя (школа карается штрафами). Но лично я совершенно спокойно отношусь к тому, что шахматные педагоги используют свои системы обучения. Официальной методикой "прикрываются" перед проверяющими, а занимаются по своей. Это абсолютно нормально. В России немало педагогов-творцов: В.В.Костров в Санкт-Петербурге, Т.И.Партыс, А.В.Трегубов в Томске, Е.А.Жукавина в Калининграде, С.В. Егошин в Балаково, А.Б.Добрынин в Дмитрове, В.И.Гончаров, А.М.Дончак в Набережных Челнах, С.Е.Дерябина в Ижевске, Н.П.Черничкина, Т.В.Шабанова, В.И.Исаев, А.А.Тимофеев, В.И.Мечитов, В.М.Калибердин в Москве и многие-многие другие. Теперь вот узнал о якутских звездочках!

На одном из семинаров для учителей

- Возможно, я не прав, но реально шахматным всеобучем у нас занимаются только творцы. А в повседневную школьную жизнь шахматы смогут войти только тогда, когда этот предмет станет рутиной. Вот есть, например, учебник математики, учитель его прочитал и пошел в класс на урок, спокойно учит детей страница за страницей. А шахматный учебник простой школьный учитель (не творец) откроет, полистает, испугается и закроет…
- Творцы идут первыми, прокладывают пути, за ними идут остальные - это обычная практика. Шахматы - молодой предмет, до рутины ему далеко. Важна конкретная методика преподавания для детей каждой возрастной группы. Хотелось бы, чтобы одобрение Министерства образования получили не только мои учебники, а еще 2-3 альтернативных, чтобы был выбор, как по всем остальным предметам. Но обучение шахматам не должно быть рутиной! Скажем, как я провожу занятия? У меня есть уроки-сказки. Как известно, классно-урочная система была разработана Яном Коменским примерно 350 лет назад. Первооснова его подхода - "Школа-театр", "Школа-игра", согласно которому урок должен быть театром! А сейчас в России, с этой системой отметок… В чем беда современной школы? Считается, что она дает знания. А что на самом деле она дает - как бы вы определили?

- Аттестат, что ли?
- Нет, реально, на уроках? Не знания, а сведения! Это же совершенно разные вещи! Сколько бесполезных сведений мы получаем! Проводились опросы на тему: что из школьного курса вам пригодилось? Оказалось, практически ничего! Если бы в мои детские годы был урок шахмат в школе - о боже, как бы я был счастлив, хоть что-то было бы в школе полезного!
Что проходится в первый год обучения шахматам? Доска, черные и белые поля, вертикаль, горизонталь, диагональ, центр, названия и ходы 6 шахматных фигур, шах, пат, мат. На этой базе можно раскручивать четкие логические схемы. Шесть разных фигур позволяют одни и те же задания отрабатывать сначала на ладье, потом на слоне, ферзе и так далее - по спирали. В шашках, го, реверси это невозможно, хотя сами по себе эти игры тоже хорошие и полезные. Но только на базе шахмат можно создать стройную систему обучения, ориентированную на структурированное развитие способности действовать в уме.

- В беседе с Разуваевым я затронул вопрос о том, нужны ли отметки по шахматам. Юрий Сергеевич сказал, что не знает ответа. А вы как считаете?
- Конечно, отметки нежелательны. Но это во многом зависит от той системы обучения, которая культивируется в данной школе. Сейчас постепенно широкое распространение получает безотметочная система обучения (замечу, что отметка и оценка - разные вещи; при этой системе используется качественное оценивание). Отношение детей к шахматам должно зависеть не от отметок, а от мотивации учеников. Почему всеобуч 80-х сошел на нет? В общеобразовательной школе с первых же уроков следует "замотивировать" учеников так, чтобы предмет был интересен абсолютно всем. Но большинство учителей-шахматистов неоправданно быстро сажали детей играть друг с другом полномасштабные партии, и сразу же появлялись проигравшие - с антимотивацией. Вот в кружок дети приходят уже мотивированными, они хотят играть и побеждать. А на школьном уроке мотивация должна быть иной. Не желание выиграть, - нужно, чтобы сам предмет был интересен.
Каждый год на первом уроке я спрашиваю детей: любите ли вы сказки? 100% поднятых рук! Поэтому первые 6 занятий у нас сказочные, и они интересны всем - и мальчикам, и девочкам.

- Хотел бы вернуться к вопросу об энтузиастах. По-моему, проведение урока-сказки требует от учителя больших эмоциональных затрат. К тому же нужны и артистические способности, и какой-то дополнительный инвентарь…
- У педагогов начальных классов нет этой проблемы, они хорошо понимают значение сказки!

- Помню, когда я учился в 1-м классе, никаких сказок учителя нам не рассказывали. Инсценировка требует определенных усилий. Мне кажется, шахматы не будут одним из массовых предметов, если они требуют от учителя повышенной отдачи. Обычно педагог открывает учебник, методичку, и ему все ясно: вот теоретический материал, вот задания.
- Я с вами не соглашусь. Нам в начальной школе иногда читали сказки. Никогда не забуду, как учительница читала нам отрывок из повести Николая Сладкова "Планета Чудес". Фантастически интересно! У меня есть два варианта курса, один с использованием сказок, другой без. Со сказками работать легче, учитель просто их читает!

- Просто читает - как газету, что ли? Нужны ведь усилия, чтобы дети завороженно слушали! Это же не просто так надо прочитать ровным голосом: "Из пункта А в пункт Б вышел белый слон…"
- Конечно, когда мы на уроке проходим горизонталь, то ее шаблон надо показать детям. Надо заранее вырезать наглядное пособие из картона и продемонстрировать. А потом сказать ребятам: "Разведите руки в стороны, чтобы получилась горизонталь!" Это минимум, который требуется от педагога.

- Ну да, физкультминутка должна входить в круг профессиональных навыков педагога начальных классов. Но организовать целую постановку? Я помню, для одной из ваших сказок надо вырезать из картона круг и несколько квадратов, один из которых следует расчертить, - это же очень хлопотно! Далеко не каждый учитель на это пойдет, ведь другие предметы требуют от него гораздо меньшей отдачи.
- Кандидаты в мастера, конечно, не захотят…

- Да нет, я говорю не о кандидатах, а об учителях. Как проходит обычный урок? Проверили домашнее задание, объяснили новый материал, вызвали кого-то к доске, что-то порешали, потом записали задание на дом - и до свиданья, до новых встреч! А тут требуется специальная подготовка, эмоциональный настрой.
- Как ни странно, здесь ситуация обратная. Да, я говорю учителям, которые работают по моей методике: готовьтесь заранее! А они не раз мне отвечали: "Заранее готовиться мы не успеваем, но спасибо вам за ваши сказки, мы за 10 минут до урока их прочитаем - и занятие проходит отлично. У вас все разложено по полочкам!"
Конечно, чтобы освоить новую методику, надо пропустить ее через себя. Что касается дополнительных наглядных пособий, то минимальный запас можно изготовить за час, а пользоваться этим набором не один год. Педагогу нужно иметь макет одного белого поля и одного черного, а также картонную вертикаль, горизонталь, диагональ и шаблон хода коня. Все! Естественно, нужна еще демонстрационная шахматная доска, но их сейчас, к счастью, выпускают в достаточных количествах, купить не проблема.

- И комплекты обычных шахмат?
- Да. Я считаю, что нужен отдельный комплект для каждого ученика, хотя кое-кто ограничивается одним комплектом на двоих. Все-таки, каждый сам задачу решает, так что лучше по комплекту на ребенка.

- Привлекаете ли вы к учебному процессу родителей, бабушек-дедушек, чтобы они дома с детьми играли в шахматы?
- Очень важно, чтобы пройденный на уроках материал закреплялся. Идеальный вариант, если у школы есть возможность проводить два урока в неделю. Мой курс рассчитан на один урок в неделю (в первой и второй год обучения). Почему? Все очень просто: если бы я изначально включил в курс два урока в неделю, то программу в Минобразования почти наверняка "завернули" бы, и на сегодняшний день мы не имели бы ни загрифованной программы, ни учебников. Почему лучше два урока? За неделю дети иногда забывают то, что прошли, поэтому помощь родителей необходима. Я рекомендую свою книгу "Удивительные приключения в Шахматной стране": родители читают ее, сами учатся и проверяют, как ребенок решит то или иное задание.

- В беседе с Разуваевым я назвал ваш школьный учебник "книгой для чтения детей и родителей". Наверняка у вас другое мнение?
- Книга для совместного чтения - это "Удивительные приключения в Шахматной стране", а в учебнике "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны" текста практически нет, читать там нечего. Таковы российские учебники для начальной школы. Я ориентировался на типичные школьные учебники, благо у меня дома их не менее сотни. В чем особенность учебно-методических комплектов в России? В том, что в учебниках начальных классов дается только наглядный материал, а почти все слова-пояснения идут в пособие для учителей. Посмотрите учебник математики: там слов нет, одни задачи! Типичный пример: базовый учебник математики для 1-го класса М.И.Моро и С.В.Степановой.

- Я листал недавно учебник математики для 1-го класса, и у меня сложилось впечатление, что любую задачу оттуда ребенок может решить с листа. Смотрит на страницу и решает в уме. А у вас есть, например, лабиринты ходов на 15, их с листа явно не решить.
- Далеко не все математические задачки ребенок может решить с листа. А если вы возьмете в руки "Букварь" Д.Б.Эльконина, то вряд ли без пособия для учителя разберетесь, что к чему. У меня есть задания разного уровня сложности. Общий принцип таких учебников: материал дается с избытком. Кто-то больше решит, кто-то меньше. Благодаря этому можно реализовать принцип так называемого личностно-ориентированного обучения. Кто-то решил два задания - молодец, если это его потолок. Кто-то решил шесть, кто-то еще больше. Главное, чтобы всем хватило пищи для ума. Я мог бы включить в учебник только необходимый минимум элементарных задач, но это было бы неправильно.

- У меня тоже есть дочь, ей 10 лет. Я видел, что современные учебники стараются делать тоненькими, часто делят на 2 части, чтобы не тяжело было их носить в портфеле. А ваш учебник уж больно массивный: толстый, в твердом переплете!
- Поясняю. Учебник выпустило в 1998 году обнинское издательство "Духовное возрождение". Директор издательства Т.К.Фесенко (очень творческий человек, сама автор школьных учебников по окружающему миру) решила издать книгу именно в таком виде: "Чтобы России было чем гордиться!" Тогда важно было показать, что шахматный учебник у нас красивее, чем учебники математики или чтения, и аналогов за рубежом у него нет. Конечно, учебник в 900 граммов в школу и обратно никто носить не будет. Обычно эти книги находятся в классе, а ученики носят с собой только рабочие тетради. Скоро у меня выйдет учебник для 3-го года обучения, который будет издан в двух частях и в мягком переплете. Все современные требования учтены; учебники 1-го и 2-го годов обучения при переиздании также будут выходить в двух частях.

- Третий год обучения шахмат в школе - будет ли востребована эта книга? У нас и первый-то год никак толком не введут!
- Конечно, востребована, ведь во многих школах шахматные занятия уже идут. В тех школах, где директор "за" и есть подходящий педагог.

- Государственная Дума хочет, чтобы шахматы преподавались один год.
- Нет, не один. Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова заявила в конце июля: "Министерство образования и науки России поддерживает включение обучения игре в шахматы в государственный образовательный стандарт… Есть предложение обучать детей в первом классе два часа в неделю, во втором - три часа и в третьем классе - три часа в неделю".

- Будем повсеместно мастеров в школах готовить?
- Реально, чаще всего в школах проводят урок шахмат, начиная со 2-го класса. Хотя, как я уже говорил, с 1-го полезнее. Если не успеть вовремя сформировать механизм действия в уме, то потом будет сложно. Сейчас важно, чтобы у учителей шахмат появился должный статус, чтобы в реестр была записана такая профессия: учитель шахмат.

- Игорь Георгиевич, а где, на ваш взгляд, тонкая грань между полезностью шахмат и тем вредом, который они приносят, если становятся всепоглощающей страстью? Чему надо научить в шахматах ребенка и где посоветовать ему остановиться?
- Я начинал свой шахматный путь в 1967 году, когда пришел в Дом комсомольца и школьника Первомайского района Москвы. К тренеру-преподавателю Михаилу Зиновьевичу Цейтлину. Недавно я узнал, что еще раньше у него занимался и Юрий Сергеевич Разуваев. Помню, Цейтлин сказал тогда нам, новичкам: "Шахматы - очень полезная вещь, но не стремитесь стать чемпионами, не это главное. Главное заключается в том, что в дальнейшем, когда вы закончите учебу в школе, в институте, шахматы помогут вам выбрать свое место в жизни, помогут в конкретной работе". Я эти слова запомнил навсегда. Поэтому своих дочерей я не отдавал в шахматные секции. Зачем? Я "выжал" из шахмат все, что они могут дать для формирования внутреннего плана действий, этого достаточно для жизни. Дочери закончили вузы с красными дипломами. Сейчас у обеих престижная работа.

- До какого примерного уровня вы их довели? Третьего разряда, четвертого?
- Может быть, четвертого, сложно сказать. Ни на какие турниры я их не водил. Я говорил, что примерно 10% детей обладают спортивным характером, вот они идут в кружки. Это нормально, каждый ищет возможность для самовыражения. Если его интересуют шахматы как спорт - почему бы нет? Но ни в коем случае не нужно всех силком в секции гнать! Некоторые шахматисты этого не понимают, говорят: как же так, они у вас отучились, а потом вы их бросаете. Почему бросаю? Я дал им то, чем шахматы полезны для жизни. Шахматы - мощнейший инструмент развития, равного которому просто нет. А спортивное совершенствование - это совсем другое направление, этим занимаются другие люди.

- Когда приходят родители и говорят: мой ребенок просится в шахматный кружок, что вы им отвечаете?
- Те, кто заканчивают "Знайку-М", часто спрашивают: жалко бросать шахматы, где нам продолжать заниматься? Я отвечаю: или в Первомайском доме творчества, или в РГУФКе у Е.П. Линовицкого - пожалуйста!

- Говорите им те же слова, что сказал вам Цейтлин?
- Ну, а как же, конечно! Для меня это урок на всю жизнь.

- А у вас у самого не возникало желания воспитать чемпиона мира? Когда видите, что перед вами очень талантливый ребенок, все схватывает на лету?..
- Никогда! Вы знаете, некоторые излишне амбициозные родители ломают детей, пытаясь вырастить из них чемпионов. Я знаю немало примеров, когда дети даже бросали шахматы из-за того, что родители и тренеры их "заездили". Это страшно! Сломать ребенка из-за шахмат - это очень обидно, это же такая чудесная и занимательная игра, когда она - просто игра! Но выбирать шахматы как спорт нужно очень и очень дифференцированно.
Спортивные шахматы отнимают больше сил, чем футбол, теннис или штанга. После партии вы приходите домой, выжатый до дна. Об этом мало кто пишет, забывают, какие в шахматах нагрузки. Если выиграли - еще ладно, а если проиграли? Кому это надо?
Если шахматы становятся своего рода наркотиком, то сколько человек теряет сил? Ну, стал человек мастером, и что с того? Да, если стал чемпионом мира, то это все окупает. Хотя даже чемпионы признавались, что их звание не окупает их затраты.

- В каком смысле не окупает - в материальном?
- Нет-нет. Не окупает затраченные усилия, физические и эмоциональные. Некоторые из чемпионов уже физически разбиты. Вот мнение известного психолога Р.М.Загайнова, работавшего со многими спортивными звездами: "Сами золотые медали не стоят многих переживаний. Сами победы далеко не компенсируют вложенного в победы труда, потраченных чувств и отданного вдохновенья" ("Как осознанный долг"). А профессиональные шахматы - какая колоссальная нагрузка на нервную систему! В футбол я до сих пор с удовольствием играю через день по 3 часа, и чувствую себя нормально. А после трехчасовой шахматной партии долго уснуть не можешь, независимо от того, выиграл ты или проиграл. Колоссальнейшая усталость! Не сравнимая ни с одним видом спорта. Надо помнить: чемпионом становится один, а больных может быть много. Сейчас в начальной школе процент здоровых детей очень мал, так имеем ли мы право рисковать их здоровьем, привлекая в профессиональные шахматы?
Вместе с тем, косвенно всеобуч может стать подспорьем тренерам, ведь к ним в клубы и секции придут уже подготовленные дети, которые при иных обстоятельствах даже слово такое - шахматы - могли бы не услышать (те самые 10% спортивно-ориентированных). Всеобуч освободит тренеров от рутинной работы с малышами, от той работы, которую многие не любят и не знают, как проводить. К ним со школьной скамьи придут уже обученные азам шахмат дети, и, пожалуйста, работайте с ними, шлифуйте их таланты.
Шахматы должны стать элементом культуры, чтоб человек мог при случае сыграть партию с интересным партнером. Не в домино, не в карты, а в шахматы - это пока еще, к счастью, вызывает уважение. Шахматная терминология используется повсеместно: в политике, в спорте - это тоже для нас престижно. Вот в школе проходят рисование, а кто потом художником становится? Да почти никто. Такая же ситуация должна быть и со школьными шахматами. Оптимальным мне представляется вариант, чтобы шахматы были предметом по выбору в основной сетке занятий. Если есть педагог и согласен директор - отлично, в школе появляется урок шахмат.
Я специально создал два сайта, чтобы делиться информацией о преподавании шахмат в школе. Ведь до сих пор публикуется очень мало информации, касающейся методики преподавания шахмат в школе и в дошкольных учреждениях. А так хочется, чтобы Россия и дальше занимала передовые позиции именно в вопросах шахматного образования!

Все материалы

К Юбилею Марка Дворецкого

«Общения с личностью ничто не заменит»

Кадры Марка Дворецкого

Итоги юбилейного конкурса этюдов «Марку Дворецкому-60»

Владимир Нейштадт

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 1

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 2

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 3

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 4

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 5

«Встреча в Вашингтоне»

«Шахматисты-бомбисты»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 3-я»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 4-я»

«От «Ультры» – до «Эшелона»

Великие турниры прошлого

«Большой международный турнир в Лондоне»

Сергей Ткаченко

«Короли шахматной пехоты»

«Короли шахматной пехоты. Часть 2»

Учимся вместе

Владимир ШИШКИН:
«Может быть, дать шанс?»

Игорь СУХИН:
«Учиться на одни пятерки!»

Юрий Разуваев:
«Надежды России»

Юрий Разуваев:
«Как развивать интеллект»

Ю.Разуваев, А.Селиванов:
«Как научить учиться»

Памяти Максима Сорокина

Он всегда жил для других

Памяти Давида Бронштейна

Диалоги с Сократом

Улыбка Давида

Диалоги

Генна Сосонко:
«Амстердам»
«Вариант Морфея»
«Пророк из Муггенштурма»
«О славе»

Андеграунд

Илья Одесский:
«Нет слов»
«Затруднение ученого»
«Гамбит Литуса-2 или новые приключения неуловимых»
«Гамбит Литуса»

Смена шахматных эпох


«Решающая дуэль глазами секунданта»
«Огонь и Лед. Решающая битва»

Легенды

Вишванатан Ананд
Гарри Каспаров
Анатолий Карпов
Роберт Фишер
Борис Спасский
Тигран Петросян
Михаил Таль
Ефим Геллер
Василий Смыслов
Михаил Ботвинник
Макс Эйве
Александр Алехин
Хосе Рауль Капабланка
Эмануил Ласкер
Вильгельм Стейниц

Алехин

«Русский Сфинкс»

«Русский Сфинкс-2»

«Русский Сфинкс-3»

«Русский Сфинкс-4»

«Русский Сфинкс-5»

«Русский Сфинкс-6»

«Московский забияка»

Все чемпионаты СССР


1973

Парад чемпионов


1947

Мистерия Кереса


1945

Дворцовый переворот


1944

Живые и мертвые


1941

Операция "Матч-турнир"


1940

Ставка больше, чем жизнь


1939

Под колесом судьбы


1937

Гамарджоба, Генацвале!


1934-35

Старый конь борозды не портит


1933

Зеркало для наркома


1931

Блеск и нищета массовки


1929

Одесская рулетка


1927

Птенцы Крыленко становятся на крыло


1925

Диагноз: шахматная горячка


1924

Кто не с нами, тот против нас


1923

Червонцы от диктатуры пролетариата


1920

Шахматный пир во время чумы

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум