| Учимся вместе |
|
Владимир ШИШКИН, тренер, журналист |
|
МОЖЕТ БЫТЬ, ДАТЬ ШАНС? |
Шахматы - это прежде всего соревновательная деятельность, а значит, спорт. О значении тренера в спорте говорить излишне. Он - знаток собственно предмета, иногда владеющий ценной специфической информацией консультант, иногда просто старший товарищ, готовый поделиться богатым опытом. Детский, точнее сказать, молодежный тренер - обязательно еще и педагог, психолог.
Все без исключения успешные тренеры, тем более шахматные - люди профессионально подкованные, эрудированные. Каждый имеет свои взгляды на учебно-тренировочный процесс, у каждого свои методические секреты. Написано немало книг и статей. Во время проведения юношеских первенств страны уже не первый год организуются семинары с участием тренерских знаменитостей.
И все же не стоит пренебрегать таким ресурсом, каковым является Интернет. Ведь, помимо оперативности и демократичности, всемирная сеть дает возможность столь же быстрой и доступной обратной связи.
Приглашаем всех заинтересованных - профессионалов и любителей, родителей юных шахматистов и тренеров - принять участие в создании новой рубрики "Учимся вместе". Тематика широкая: "Шахматы - компьютер - Интернет", "Родители - тренер - юниор", "С чего начать", "Тренер среднего звена", "Где и сколько играть" и т.д.
В данной статье рассматривается непростая и, пожалуй, главная проблема: стоит ли тратить время на занятия шахматами? Этот вопрос часто задают родители. Возможно, статья поможет ответить на этот и другие вопросы...
Даже если не все устремления юности воплотятся в жизнь, нельзя отнимать у молодого человека возможности самореализоваться.
Меня часто мучили угрызения совести: в мире так много интересного, достойного внимания молодого человека, особенно в наше "лихое" время. Нынешнее поколение повсеместно увлекается Интернетом, поп-культурой, экстремальными видами спорта и многим другим. Цитируя классика, можно сказать: "Жить стало лучше, жить стало веселей". А я тут со "своими" шахматами. Нужно ли склонять юношей и девушек убивать драгоценное время на это? Стоит ли родителям ангажироваться во всевозможные организационные, а зачастую и финансовые проблемы, связанные со столь "виртуальным" занятием? Ведь ни для кого не является секретом, что "светлое будущее" Каспарова, Крамника, Пономарева и сестер Полгар ждет далеко не каждого. Не лучше ли сделать ставку на учебу в школе, а свободное время заполнить чем-нибудь более полезным?
Прежде чем сделать робкую попытку ответить на подобного рода вопросы, необходимо, как модно сейчас выражаться, "отделить мух от котлет". Составляющие "шахматного треугольника" - тренер, ученик, родители - на определенном этапе должны четко отдавать себе отчет в том, чего именно они хотят. Ведь для одних шахматы являются возможностью самоутвердиться, для других - провести время с пользой, избегая множества опасных соблазнов, иные видят в этом профессиональное будущее, а для некоторых - это просто интеллектуальное времяпрепровождение плюс веселая "тусовка".
Используя свой личный опыт, а также увиденное и услышанное, попробуем вместе определить то место, которое могут занимать шахматы в жизни молодого человека. Каким образом они могут повлиять на него? Что надо стараться предпринять, чтобы влияние это было позитивным? Ибо любое увлечение имеет две стороны.
Во многих семьях считают, и правильно, что занятия шахматами помогут их ребенку, чаще всего младшего школьного возраста, оживить воображение, упорядочить мысли, а потому приводят мальчиков и девочек во всевозможные дома творчества, спортивные школы или просто нанимают тренера. Недаром в последнее время в Москве и других крупных городах России наблюдается заметный отток высококвалифицированных тренерских кадров (и этой проблемы мы еще коснемся). Иногда получается так, что ребенок проявляет к игре повышенный интерес, демонстрирует способности, и к нему приходят первые, пусть даже еще скромные, но все же успехи. Родителей, естественно, очень интригует тот факт, что их чадо выделяется среди массы других детей. Они гордятся им и незаметно для себя оказываются втянутыми в шахматную жизнь. Шахматы начинают поглощать все больше семейных средств, а главное - времени.
|
Помню, как наш институтский преподаватель Борис Анатольевич Злотник часто повторял, что углубленное изучение шахмат негативно влияет на некоторых молодых людей. В этом нет ничего удивительного: любое увлечение в ущерб чему-то другому изначально вредно. Коротко говоря: человек первичен - шахматы вторичны. Молоток, используемый не по назначению, тоже весьма опасен.
Лично я неоднократно слышал из уст родителей примерно следующее: "Мое чадо талантливее многих своих сверстников, но мы решили не делать ставки на шахматы". Подобные разговоры могут иметь только две причины: либо осознание того, что ребенок может не стать победителем, либо вообще имеет место крушение амбициозных родительских планов. Цель в данном случае одна - осмысленно или подсознательно скрыть истину, заранее оправдаться за возможные неудачи отпрыска. Чаще всего такие разговоры касаются юниоров в возрасте 12-15 лет, т.е. когда шахматист уже начинает формироваться, а влияние на него родителей (и это норма) еще всеобъемлюще.
В данной ситуации роль тренера ничуть не меньше, чем при подготовке подопечного к ответственным партиям и соревнованиям, реализации всего тренировочного процесса. Не меня одного, но и многих моих коллег подобный подход всегда тревожил и часто становился причиной расставания, ибо с такими людьми трудно вступить в разумный диалог.
Моя точка зрения такова: если юное дарование (говорю это без иронии) реально увлечено шахматами, действительно стремится повысить свое мастерство и достичь высокого результата, то единственной задачей всех окружающих должна быть поддержка в этом устремлении, а там будь что будет. Может возникнуть вопрос: "А как же школа, например?" Очень просто: существует множество примеров, когда времени хватало для всего, и это нормальное положение вещей. Напротив, аномальным представляется навязывание в столь раннем возрасте совсем не обязательного выбора. Любой опытный педагог или детский психолог может подтвердить, что в данном возрасте способности ребенка практически неограниченны и все упирается лишь в грамотное распределение времени. Именно воспитание организованности является одной из важных задач для родителей, а умный и чуткий тренер всегда в этом поможет. Ведь не секрет, что подростки часто прислушиваются к мнению авторитетного человека, не входящего в семейный круг.
|
Из своей практики позволю себе привести следующий пример. В 1993 году на турнире в Полянице-Здруй в одном из первых туров довелось мне, неожиданно для себя, преодолевать упорнейшее сопротивление 13-летней девочки. По окончании турнира ко мне подошел её отец (школьный учитель) и попросил меня подготовить дочь к чемпионату Польши до 14 лет. Времени оставалось мало, поэтому большая часть работы проделывалась непосредственно в ходе соревнований. Задача осложнялась еще и тем, что Дорота Иванюк обладала воистину "девичьей" памятью и увиденное впервые, без многократной домашней отработки, усваивала "со скрипом". Зато работоспособностью и склонностью к логическому анализу Господь наделил ее щедро, а отец в должной степени развил эти качества. Победа с результатом 10 очков из 11, при исключительно сильном составе (играли чемпионка мира и Европы до 12 лет И. Радзевич, чемпионка Европы до 14 лет А. Тарахович, бронзовая медалистка чемпионата мира до 12 лет Э. Анджеевска, а также будущая вице-чемпионка Европы до 16 лет А. Куципера) подвигла мою новую подопечную на дальнейшие завоевания и интенсивную работу. Уже в 1994 году ей удалось поделить 1-2 места на чемпионате мира до 14 лет в венгерском Сегеде. Ещё год спустя Дорота Иванюк завоевала очередную золотую медаль чемпионата страны, на этот раз в группе до 16 лет. Все это не мешало ей отлично учиться в школе и становиться победительницей межрегиональных олимпиад по математике, физике и немецкому языку. Поверьте мне, что связано это было не столько с сообразительностью и памятью (с последним даже имелись некоторые проблемы), сколько с трудолюбием, а главное - с самоорганизованностью, привитой ей с малых лет отцом. Она никогда не откладывала дела в "долгий ящик", поэтому, несмотря на большую загруженность, у нее удивительным образом оставалось много свободного времени. Сейчас Дорота учится в престижном немецком колледже, в соревнованиях участвует реже, хотя утверждает, что время и усилия, потраченные на шахматы, не пропали даром.
|
Можно возразить: "Это же девочка". Однако множество подобных примеров существует и у юношей. Не буду утомлять читателей, но все же вспомню таких гроссмейстеров, как П. Блем, Р. Войташек и Б. Мачея, которые сумели удачно совместить шахматы с успехами в других сферах, или гроссмейстера Я. Гданьского - ныне важного чиновника в Министерстве финансов. Будучи достаточно хорошо знакомым с их родителями, смею заверить, что перед ними никогда не стояло вопроса о необходимости какого-то выбора. В нужный момент молодой человек самостоятельно способен решить эту дилемму. Еще больше известно случаев, когда, дойдя до уровня I разряда, КМС или мастера, человек всю жизнь продолжает "дружить" с шахматами, но наиболее ярко проявляет себя в бизнесе, политике, искусстве, науке…
Приводимые примеры основаны на моих польских наблюдениях, но, по сути, они интернациональны. Как тут не вспомнить таких выдающихся гроссмейстеров, как Иоганн Цукерторт, Зигберт Тарраш, Геза Мароци, Милан Видмар, Роберт Хюбнер, не говоря уже о чемпионах мира: Эмануиле Ласкере, Александре Алехине, Максе Эйве, Михаиле Ботвиннике, фамилии которых в шахматной литературе и периодике прошлых лет дополнялись указанием докторской степени. Существуют, конечно же, случаи не столь радужные, но об этом как-нибудь в следующий раз.
И в заключение вернемся к вопросу "Так стоит ли углубляться в эти шахматы?". Думаю, что все же стоит, просто родителям не мешало бы задуматься над тем, насколько именно шахматы, а не что-либо иное является источником возникающих жизненных проблем. В то же время нельзя ни в коем случае отнимать у молодого человека возможности самореализоваться, даже если не все устремления юности воплотятся в жизнь. Пусть он лучше скажет впоследствии: "Я пробовал, но мне не удалось", чем "Я хотел, но мне не позволили".
Представляем читателям автора статьи - Владимира Шишкина:
- в 1979 году закончил спортивную среднюю школу №22, откуда вышли будущие гроссмейстеры Михаил Красенков и Юрий Писков;
- после окончания Шахматной специализации РГУФК, с 1985 года работал в Кировском Доме пионеров, где у него занимались юниоры из сборных Москвы и области, в том числе будущие международные мастера С. Аппалонов и К. Свистунов, победитель завершившегося недавно "Moscow open" гроссмейстер Е. Наер;
- с 1992 по 2002 годы работал с юношеской сборной Польши. Его подопечные в период с 1994 по 2002 год семикратно становились победителями и призерами чемпионатов Мира в возрастных категориях от 12 до 20 лет. Среди воспитанников - международные мастера, гроссмейстеры, члены Олимпийской команды Польши и чемпионы страны Радослав Войташек и Матеуш Бартель, лидер национального рейтинг-листа Камиль Митонь, занимающий 50-ю позицию в мире.
- сотрудничал с периодическими шахматными изданиями, а также занимался популяризацией шахмат в центральной прессе, на радио и телевидении. В 1996 году был отмечен Золотым знаком отличия Польской шахматной федерации, а в 2001 году Министерством физической культуры и спорта Польши был признан тренером года.
- в настоящее время занимается тренерской, а также журналистской деятельностью в Москве. В 2004 году его ученик Николай Коновалов стал бронзовым призером чемпионата России до 14 лет, а спустя 2 года - международным мастером. В данный момент Николай, студент первого курса кафедры педагогики шахмат РГСУ, имеет 2 гроссмейстерских балла и близок к достижению высшей шахматной квалификации.
|
| Все материалы |
К Юбилею Марка Дворецкого
«Общения с личностью ничто не заменит»
Кадры Марка Дворецкого
Итоги юбилейного конкурса этюдов «Марку Дворецкому-60»
Владимир Нейштадт
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 1
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 2
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 3
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 4
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 5
«Встреча в Вашингтоне»
«Шахматисты-бомбисты»
«Шахматисты-бомбисты. Часть 3-я»
«Шахматисты-бомбисты. Часть 4-я»
«От «Ультры» – до «Эшелона»
Великие турниры прошлого
«Большой международный турнир в Лондоне»
Сергей Ткаченко
«Короли шахматной пехоты»
«Короли шахматной пехоты. Часть 2»
Учимся вместе
Владимир ШИШКИН: «Может быть, дать шанс?»
Игорь СУХИН: «Учиться на одни пятерки!»
Юрий Разуваев: «Надежды России»
Юрий Разуваев: «Как развивать интеллект»
Ю.Разуваев, А.Селиванов: «Как научить учиться»
Памяти Максима Сорокина
Он всегда жил для других
Памяти Давида Бронштейна
Диалоги с Сократом
Улыбка Давида
Диалоги
Генна Сосонко:
«Амстердам»
«Вариант Морфея»
«Пророк из Муггенштурма»
«О славе»
Андеграунд
Илья Одесский:
«Нет слов»
«Затруднение ученого»
«Гамбит Литуса-2 или новые приключения неуловимых»
«Гамбит Литуса»
Смена шахматных эпох
«Решающая дуэль глазами секунданта»
«Огонь и Лед. Решающая битва»
Легенды
Вишванатан Ананд
Гарри Каспаров
Анатолий Карпов
Роберт Фишер
Борис Спасский
Тигран Петросян
Михаил Таль
Ефим Геллер
Василий Смыслов
Михаил Ботвинник
Макс Эйве
Александр Алехин
Хосе Рауль Капабланка
Эмануил Ласкер
Вильгельм Стейниц
Алехин
«Русский Сфинкс»
«Русский Сфинкс-2»
«Русский Сфинкс-3»
«Русский Сфинкс-4»
«Русский Сфинкс-5»
«Русский Сфинкс-6»
«Московский забияка»
Все чемпионаты СССР
1973
Парад чемпионов
1947
Мистерия Кереса
1945
Дворцовый переворот
1944
Живые и мертвые
1941
Операция "Матч-турнир"
1940
Ставка больше, чем жизнь
1939
Под колесом судьбы
1937
Гамарджоба, Генацвале!
1934-35
Старый конь борозды не портит
1933
Зеркало для наркома
1931
Блеск и нищета массовки
1929
Одесская рулетка
1927
Птенцы Крыленко становятся на крыло
1925
Диагноз: шахматная горячка
1924
Кто не с нами, тот против нас
1923
Червонцы от диктатуры пролетариата
1920
Шахматный пир во время чумы
Все материалы
|
|
|