| Учимся вместе |
|
Владимир БАРСКИЙ, международный мастер |
|
"НАДЕЖДЫ РОССИИ" |
В середине июля в подмосковном городе Дмитрове прошла первая сессия шахматной школы "Надежды России". О ее работе рассказывает гроссмейстер, заслуженный тренер России Сергей ЯНОВСКИЙ:
- "Надежды России" - это новая организация, которую возглавляет вице-президент ФИДЕ Андрей Владимирович Селиванов. Школу планируется сделать всероссийской: в каждом Федеральном Округе будет создано региональное отделение, а наиболее одаренные дети будут приезжать также на сессии центральной школы. Основная цель "Надежд России" заключается в том, чтобы находить юные таланты вдали от крупных городов и помогать им. Главным тренером приглашен гроссмейстер, заслуженный тренер России Юрий Разуваев. Директор школы Анатолий Терехин предложил мне курировать отделение Центрального ФО, а на первой сессии центральной школы я помогал Юрию Сергеевичу в качестве второго тренера.
Хотел бы сразу подчеркнуть, что "Надежды России" никоим образом не являются противовесом школе РШФ под руководством Евгения Бареева; наоборот, мы надеемся, что школы будут дополнять друг друга. Бареев при выборе учеников должен достаточно четко ориентироваться на спортивные принципы, готовить резерв сборной страны. А мы можем выбирать просто увлеченных шахматами ребят, которые уже в чем-то себя проявили.
Надеемся, что и региональные, и центральные отделения нашей школы смогут проводить 3-4 сессии в год по 10-14 дней каждая. Конечно, все у нас, как всегда, упирается в финансы. На первую сессию ученики приехали за счет командирующих организаций: были разосланы официальные приглашения, и большинство получило бюджетное финансирование. Пока что "Надежды России" оплачивали только проживание тренеров, и ребятам не приходилось ничего платить за занятия. Надеемся, что в будущем мы сможем оплачивать пребывание на сборах, по крайней мере, лучшим ребятам. Селиванов планирует подключить к финансированию школы государственные молодежные программы. Конечно, мы надеемся и на поддержку РШФ.
Состав первой сессии оказался несколько неоднородным. Выделялись опытные уфимские юниоры Роман Нечепуренко (он почти гроссмейстер, с рейтингом за 2500) и Олег Яксин. А самым младшим всего 11-12 лет, они кандидаты в мастера, было даже несколько местных перворазрядников. Всего участвовало около 20 человек.
У нас были достаточно интенсивные шахматные занятия: утром с 10 до часу и после обеда с четырех до семи. Безусловно, хотелось бы проводить сессии в домах отдыха, чтобы у нас было и организованное питание, и спортивная программа. Пока не получилось: ребята жили и занимались в гостинице, в черте города (хоть и довольно приятного, зеленого), так что спортивная часть программы ограничилась несколькими футбольными матчами.
|
Юрий Сергеевич Разуваев прочел ряд масштабных, запоминающихся лекций. Ряд из них был посвящен изучению эндшпиля: Разуваев выбирал достаточно сложные темы, которые не слишком хорошо освещены в учебниках (например, ладейное окончание с лишними пешками f и h). Много времени было уделено такой интересной теме, как генеральные идеи испанской партии. Некоторые ключевые позиции испанки ребята потренировались разыгрывать в партиях с укороченным контролем, причем каждый играл эти позиции за оба цвета. Также мы анализировали партии учеников. Обязательно каждый день выделялось время на решение этюдов и учебных позиций.
В лучших традициях школы Ботвинника (Разуваев много лет помогал Патриарху в его работе с детьми) все ребята по итогам сессии получили объемное творческое домашнее задание. Например, такое:
1) Найти 5 лучших партий Карпова в испанской партии, сыгранных белыми, и 5 - черными, и прокомментировать их.
2) Подготовить доклад по ладейным окончаниям "3 на 3 на королевском фланге с лишней пешкой b у белых".
3) Подготовить доклад о сегодняшнем состоянии теории определенного дебютного варианта.
Намечено, что 2-я сессия пройдет в начале декабря в Подмосковье.
- Сергей, на ваш взгляд - взгляд старшего тренера юношеской сборной России, как в идеале должна выстраиваться схема подготовки юных талантов? Нужна ли система денежных грантов, или важнее приглашать тренеров-консультантов для перспективных юниоров? Следует ли РШФ выделять средства на стипендии?
- Безусловно, чем больше будет у ребят возможностей получать квалифицированную помощь, тем лучше. Сейчас достаточно активно восстанавливается система поиска юных талантов, которая действовала в советские годы. Возрождается "Белая ладья", первенства России собирают очень много ребят со всех уголков страны. Что касается стипендий, то это, конечно, хорошо. Но, как правило, талантливые ребята в регионах не обделены вниманием, они получают определенную финансовую поддержку на местах. Многие жалуются, что денег выделяется меньше, чем хотелось бы, однако очень редко юный шахматист, который уже начал показывать высокие результаты, не имеет возможности заниматься шахматами и участвовать в соревнованиях.
Мне кажется, чем больше будет школ и чем больше квалифицированных тренеров удастся привлечь к занятиям с детьми, тем эффективнее будет работать система подготовки кадров. Думаю, хорошие перспективы также у дистанционного обучения, шахматы и Интернет прекрасно сочетаются друг с другом.
Кстати, хотел бы отметить еще один важный момент: в традициях школы Ботвинника, на нашу сессию ребята могли приехать с тренерами. В этом есть глубокий смысл: школа открывает ребенку и тренеру новые горизонты, привлекает постоянного тренера на свою сторону, делает его своим единомышленником.
- Планируются ли новые турниры для юных?
- У них и без того достаточно насыщенный график. Все больше ребят выезжает на юношеские первенства мира и Европы. Это турниры открытые, для детей они являются настоящим праздником, чаще всего эти чемпионаты проводятся в хороших местах, на море и пользуются большой популярностью. Есть и такие сильные неофициальные соревнования, как Мемориал Петросяна в Москве, "Кубок Волги" в Костроме и другие. А наиболее сильные юниоры регулярно участвуют и во взрослых соревнованиях. Так что график плотный. Поэтому сейчас важнее, на мой взгляд, больше внимания уделять организации учебного процесса, привить ребятам вкус к исследовательской работе. Просто играть, не занимаясь настоящей аналитической работой, вряд ли по-настоящему эффективно.
- Несколько недель назад Дума одобрила предложение о шахматном всеобуче в России. Что лучше: обязательный урок шахмат или факультатив?
- Введение уроков шахмат в младших классах - идея очень хорошая. Шахматы действительно являются прекрасным тренингом для развития интеллекта. Кроме того, это сделает более престижной и популярной работу шахматного тренера во всех регионах, у тренеров появится много дополнительных возможностей заработка. Мне кажется, в младших классах "обязательность" того или иного предмета - понятие очень условное, оценка ведь не идет в аттестат. Не сомневаюсь, работа будет построена таким образом, что неуспеваемость по шахматам не повлечет за собой никаких неприятных последствий. Программу надо составить таким образом, чтобы там не было ничего сверхсложного, требовались только внимательность и прилежание. А успехи в междоусобных поединках, в школьных соревнованиях рассматривались бы как дополнительный плюс, но отнюдь не являлись обязательным требованием. Всеобуч поднимет статус шахмат, которые не случайно называют королевой игр.
|