| Суперфинал ЧР. Репортаж |
|
Илья ОДЕССКИЙ, международный мастер |
|
ДОРОГУ ФАВОРИТАМ! |
Потоптавшись на старте и даже поучаствовав – на потеху журналистам – в двух-трех сенсациях, элита с легкостью отыграла свое. К большому перерыву Морозевич уже первый, Грищук второй, Свидлер участвует в дележе третьего места. Таблица приняла привычный вид. А молодежь... Ну, что молодежь?.. Молодежь у нас воспитанная, вежливая. Встали – и отошли в сторонку.
Дорогу фаворитам!
Не буду растекаться мыслью по древу, не буду напускать на себя задумчивый вид глубокомысленного аналитика. Анализировать, в общем-то, нечего. Все вернулось на круги своя. Согласно купленным билетам. То бишь табели о рангах.
Давайте сразу смотреть фотки. Подробности там – на лицах, в позициях и подписях. Неприличную фонетику последнего слова прошу компенсировать правильным ударением.
Первый, кого я встретил в этот день, был Валерий Крылов. Уже несколько раз общались, но до сих пор не пойму: интересный он человек или загадочный. Это совсем не одно и тоже.
Крылов работал с Карповым, потом с Крамником. В Элисте он был неотлучно с командой, помогал всем, в том числе и Мотылеву с Рублевским. Он врач, но видимо, не только врач. Я многого не знаю, но предпринимать какие-то усилия, чтобы узнать больше, что-то не тянет.
Встретившись на этот раз, разговорились. Крылов показал фотографии «индейского биатлона» – вида спорта, который, как я понял, он сам и придумал. Фотографии мне очень понравились. На них изображены красивые юноши и девушки. Они гребут на каноэ, потом, не сходя на берег, стреляют из лука по мишеням. В общем, аналог биатлона, но вместо винтовки – лук, а вместо лыж – каноэ. Но в биатлоне спортсмены закутаны в комбинезоны; можно только догадываться, кто красив, а кто уродлив. А здесь торсы обнажены, все очень рельефно видно.
У этого вида спорта есть своя федерация: FIIB. Думаю, аббревиатуру можно раскрыть как federation international Indian biathlon. Есть свой сайт: http://originalsport.com/ru/
Сам вид спорта меня не очень увлекает. Увлекательна мысль, что есть такая вещь – индейский биатлон – о который ты не имеешь ни малейшего представления. И если бы не встретился сейчас с человеком, то, возможно, никогда бы и не узнал.
Теперь буду знать. И вы теперь знаете.
Я пробовал Крылова поснимать – он начал вести себя странно. Глядел вбок; я обернулся – там ничего не было, кроме таблицы женского суперфинала. Опять стал снимать – опять глядит вбок. Я обернулся – там опять ничего нет.
Непростой человек.
Женя и Аня.
Уже писал в одном из предыдущих репортажей: перед тем, как зайти в Большой зал, где играют участники, обхожу все другие залы и зальчики. Обязательно захожу на первый этаж, к Долматову – он дает ориентиры, четко оценивает позиции. Захожу в пресс-центр – за свежими сплетнями, за чем же еще. И в фойе полезно зайти. Во-первых, там разливают бесплатный кофе. Что после бессонной ночи очень кстати. Дают закусить шоколадкой. Кофе растворимый, а шоколад, по-моему, очень хорошего качества. А, во-вторых, там живые люди. Папы, мамы, секунданты тех, кто играет. И другие заинтересованные лица.
Вот, встретил чету Наеров. Дурацкая идея, но она не оставляет меня, когда я смотрю на это фото: что Женя и Аня на нем как брат и сестра. На самом деле они муж и жена.
Как сказали бы падонки: муж и жена – одна аццкая сотона.
А Женя и Аня – люди очень хорошие, домашние. И похожи чисто внешне. Вот и возникает ощущение иного, не супружеского родства.
Оля Гиря.
После трех поражений на старте Оля освоилась и в следующих трех партиях набрала два очка. Молодец. Раньше ее красная кофточка вызывала в памяти «Женщин на грани нервного срыва» – мой любимый фильм Альмодовара. Героиня в этом фильме перед очередной истерикой непременно одевала что-либо ярко-красное. После чего начинался концерт по заявкам.
Но Гиря от истерики далека. Девочка взяла себя в руки и стала показывать то, что умеет в шахматах. Как видим, умеет уже немало, даже на уровне суперфинала первенства России. И, кстати, кофточку красную она надевает через раз. Черными – красную, а белыми – вроде бы салатовую.
Оля – лучшая подруга Веры Небольсиной. Пользуясь служебным положением, скажу пару слов о Вере. Она не попала в суперфинал. Зато съездила в Испанию, познакомилась с Анандом. Принимали ее там как королеву. Вернее, как принцессу. Вернулась, немножко побыла в Москве, а сейчас улетает во Францию, играть в тамошнем турнире. Игры тяжелые, по две в сутки. Новый год тоже придется встречать во Франции.
Если кто хочет поболеть за Веру, милости прошу сюда: www.vandoeuvre-echecs.com
Наконец, добрался до Большого зала. Первое, что привлекло внимание – позиция из партии Свидлера с Витюговым (черные).
Позиция жуткая. И дело даже не в том, что сейчас ход белых и они могут объявить вилку на с7, а затем съесть ладью, и им за это ничего не будет. Что ладья! Король на е8 – вот по-настоящему пропащая фигура. Особенно, если учесть, кто сидит по ту сторону доски...
Правда, сам Петр (уже после партии) скажет, что, мол, хорошо считает варианты только тогда, когда остановлены часы. Но это чистое кокетство. Напоминает что-то гоголевское.
«Знаем мы вас, как вы плохо играете! – сказал Ноздрев, выступая шашкой».
Результат партии ясен. Вопрос лишь во времени. Можно переходить к другим доскам.
Казалось бы, обыкновеннейшая позиция. У белых не хватает качества. Зато конь напал на обе ладьи. Сейчас все отыграет. Или не отыграет. В общем, без разницы.
...Зададим себе вопрос: в чем секрет Рычагова? Рейтинг у человека – 2528. Уступает по коэффициенту всем без исключения. Опыта выступлений в турнирах такого уровня не имеет. Вместо подготовки к партии едет по основному месту работы, занимается с детьми...
Почему он не проигрывает? Я убедил себя в том, что секрет его успеха – в правильном настрое. Рычагов ведет себя так, будто со всеми согласен на ничью. Белыми, черными – без разницы. Ставит крепостишко, ждет гостей. Осады не боится. Провоцирует на скороспелую атаку. Противник раскроется – появятся шансы на победу. Не раскроется – вот она, долгожданная. Один раз отошел от своих установок (когда Морозевич поддал пешку, и померещилось, будто поддал и вторую), вышел из крепости – проиграл. Больше не выйдет. Потому как сам себе не враг.
В отчетном туре Рычагов играет белыми с Сакаевым. Из дебюта, минуя миттельшпиль – прямиком в сложный эндшпиль. Маневры, маневры, и вот уже Сакаев начинает повторять ходы. Тот Рычагов, которого я себе нарисовал, подхватил бы повторение ходов немедля.
Но Андрей вместо этого жертвует качество.
Жизнь в который уже раз оказалась богаче ходульных схем.
Интересно, что будет дальше. Посмотрим...
Странный ракурс. Как будто Лена Таирова маленькая, а Валя Гунина (спиной к нам) большая.
На самом деле обе маленькие. И несмотря на не очень большой возраст, сыграли между собой, наверное, партий сто. На чемпионатах мира, Европы, России... среди маленьких, конечно. Там такие истории... шекспировские. Только успевай записывать.
Не скажу, что Лена талантливее Валечки. Это не так. И тем не менее, Лена в прошлом году делила второе место на суперфинале. А Валечка делила последнее. И в этом году Лена бьется за первенство. А Валя замыкает таблицу.
Почему так?
А потому что это спорт, а не забава. Здесь надо уметь гвозди забивать. А не строить воздушные замки.
Надя Косинцева думает над ходом. Наташа Погонина нависла над доской.
Почему Погонина до сих пор не в сборной? Вопрос нечеткий, его надо сформулировать иначе. Почему Погонина до сих пор не имеет в сборной постоянного места?
Одной из причин (в кулуарах, разумеется) называют ту, что у Наташи слишком ненадежен дебютный репертуар черным цветом. На 1.е4 – только «дракон». На 1.d4 – только «волжский». Может подвести команду. В самый ответственный момент.
Доля правды в этих рассуждениях есть. Но и лукавства хватает.
Действительно, иметь в репертуаре всего один, острый полукорректный дебют и ничего кроме – опасно. В командных соревнованиях опасно вдвойне. Это правда. А с другой стороны, в команде-то пять досок, не одна. Против Конеру играть «дракон» страшновато – может наказать. Против Чжао Сю – тоже страшновато. А против ихней пятой доски – может, в самый раз?
Вспомним Наташины «черные» – в прямом и переносном смысле – партии этого года. Ее подловила Лагно в «драконе», в Краснотурьинске. Ее подловила Ломинеишвили в «волжском», в Кемере. И все?! Я, по крайней мере, других дебютных неудач в этом году не помню. А ведь играла Наташа немало. И готовиться к ней очень легко.
Надя Косинцева думает. Наташа стоит – худющая, губы сжаты. Нет, это не просто партия. Как писали в советских журналах, это «творческая дуэль».
Каждый человек играет то, что он есть. Я крепко держусь за эту мысль. Каков человек в душе, таков он и за доской. Трус – значит, трус. Храбрец – значит, храбрец. Тренер может подготовить, посоветовать, но он не может предложить себя вместо игрока. Не может прожить за него ту жизнь, что разворачивается на 64-х клетках. Может подсказать первые шаги. Даже первые двадцать шагов. Все равно самое главное будет потом. Когда игроки останутся один на один.
Надя повторяет то, что делала Лагно. На 14-м ходу Погонина сворачивает в сторону. Еще несколько ходов, и заканчивается всякая теория: своя, чужая. Начинается игра.
Надя думает над ходом. Погонина стоит. Потом идет вдоль столиков. Вид у нее довольно-таки вызывающий. «А я все равно буду играть «дракон»!» – вот что я читаю в ее глазах.
Вряд ли Наташа когда-нибудь слышала 13-ю симфонию Шостаковича. Вряд ли слышала этот хор: «Сосед ученый Галилея был Галилея не глупее...» Вряд ли она даже читала эти стихи...
Я болею за другую. Не в этом турнире, а вообще – за другую. Но, честное слово, во всем поведении Погониной есть что-то, что почти против воли заставляет протянуть ей руку. «...Он знал, что вертится земля. Но у него была семья...»
Партия закончится вничью.
Центральная партия дня, Грищук – Томашевский. Если Женя устоит, у него появятся шансы на что-то очень серьезное. Но борьба с самого начала принимает одноворотный характер.
Грищук сидит в своей излюбленной позе. Так, должно быть, сидит гепард. Сидит, где его не видно – а ему видно всё, сидит долго, неподвижно, смотрит на стадо, высматривает самую вкусную антилопку. Потом выходит. Я даже думаю, что первые шаги его будут спокойные, как бы ничего не выражающие... Типа, расслабьтесь, я здесь только погулять. Те не верят, но и не разбегаются, смотрят. Может, и вправду – сытый уже?
Нет, голодный. И следующим номером в программе будет бег. Секунд на пять. И – прыжок.
Правда, в нашей игре жертве позволяется время от времени уходить в комнату отдыха.
Цивилизация, блин. Хотя мясо по-прежнему большинство предпочитает есть с кровью.
Отвлекаюсь от доски, смотрю на зрителей. Их сегодня на удивление много.
Это – мастер Анатолий Кременецкий, один из самых уважаемых в Москве.
А это Настя Карлович. Красивая девушка может быть гроссмейстером! Хотя гроссмейстер красивой девушкой может и не быть.
Эрнесто Инаркиев. Не только вновь надел черную рубашку, которая ему совершенно не идет, но и заткнул уши.
Не помогло. Победа не пришла, как ее ни звали. Из шести партий – пять ничьих. И одно поражение, после которого Эрнесто не подал руки сопернику.
Я спросил, почему. Эрнесто сказал, что основания есть, но вся история – не для печати. Ему виднее.
Вообще, Эрнесто сейчас мало напоминает того блестящего, остроумного и в высшей степени корректного молодого человека, каким я всегда его знал. Он находится в таком состоянии, которое можно определить как крайне сосредоточенное, и одновременно – как крайне рассеянное. Он весь ушел в себя. Взгляд у него очень странный.
Я надеюсь, что это только эпизод.
Партия Свидлер – Витюгов. Продолжается? Или заканчивается?
В одном из текстов высокочтимого мною Константина Мурзенко есть такая фраза: «Следователь закончил закрывать машину и подошел к ним». «Закончил закрывать» – наверное, не очень по-русски, и все же глагольность соблюдена, действие субъекта охарактеризовано точно. Попробую продлить цитату.
Партия Свидлер – Витюгов продолжает заканчиваться.
Пока что белые напали на пешку b7. Двигать ее вперед на один шаг нельзя, но Никита об этом еще не знает. Сейчас подумает немного, и все-таки двинет.
С этой партией мы не прощаемся.
А партия Рычагов – Сакаев не трогается с места! Звезда в шоке. Я успел оббежать все доски, сделал полный круг – а Костя Сакаев все еще не может заставить себя хоть как-нибудь пойти.
Он повторял ходы с Рычаговым – и Рычагов отказался от повторения ходов! Более того, пожертвовал качество. Впору вспомнить классическую шахматную байку:
«– Что на белом свете делается!..
– А что такое?
– Лепешкин Кересу шах объявил!»
Я в такой позе не видел Костю, даже когда тот с Морозевичем играл. Там была борьба, тяжелая защита. А тут – просто шок.
Женя Овод. В суперфинал попала из Высшей лиги, где сыграла очень солидно: три победы, ноль поражений. И теперь держится достойно. Сегодня ей немножко повезло. Результат оформился в неприятной позиции. Про такой результат шахматисты говорят: «отскочила».
Что с ее соперницей творится, Светланой Матвеевой, – вот это вопрос! Судя по позициям, недобирает очков очень прилично. Почему – не могу понять. Все стимулы налицо. Вернуться в сборную, во-первых. Да и призовой фонд для женских соревнований очень достойный. Первый приз – вообще пятьсот тысяч. В хозяйстве пригодится.
Пока что Светлана демонстрирует явно избыточное миролюбие. А в иных партиях (как, например, с Таировой) это миролюбие плавно переходит в милосердие.
А Витюгов таки двинул пешку на b6. Что было дальше, я лично собственными глазами видел много-много раз. Каждый раз одно и то же.
Из комнаты отдыха появляется Петр. Идет. Правильнее сказать, дефилирует. Что твой лорд из Букингемского дворца – на обязательный и в сущности, приятный ежедневный five-o'clock tea. На секунду присаживается – не «к», а «возле» своей доски. Поднимает глаза вверх – на невидимую всем остальным, но так хорошо заметную ему одному доску на потолке. В тяжелых раздумьях проходит еще полсекунды. Затем (по-прежнему практически не глядя на доску) Петр берет ладью и шмякает ее под бой на b6 – жестом, с которым забаловавший мальчик на уроке шмякает в своего товарища утоптанный в тугой комочек лист бумаги. На, мол, получай.
Ход сделан. Петр встает. Продолжает дефиле. Зрелище окончено. Все свободны.
Главный судья суперфинала Игорь Болотинский (слева) и Борис Долматовский. Известный журналист и фотограф.
Раньше Борис Георгиевич приходил на турниры с такой здоровенной бандурой. Явно отечественного производства. Ничего не хочу сказать про нее плохого: снимки Борис Георгиевич всегда приносил отменные. Но даже просто держать эту бандуру в руках, и то, наверное, было тяжело. А на весу... Стоять, выцеливать с таким мешком картошки в руках...
Время идет. И теперь – смотрите – у Долматовского в руках маленькая изящная штучка. Судя по всему, работает не хуже. А весит в пятнадцать раз меньше.
Наташа Погонина на фоне таблицы женского суперфинала.
Еще недавно Наташа единолично занимала верхнюю строчку. Сегодня там тесно. Четыре спортсменки – Погонина, Корбут, Таня Косинцева, Таирова – у всех по 4,5 из 6.
Обычно у Наташи, едва она заканчивает партию, улыбка не сходит с лица. Она вообще девушка с очень позитивным взглядом на жизнь. Но сейчас ей что-то не очень улыбается.
Место, на которое ей нужно встать позарез, – одно. Не «одно из», а одно. И трех побед для завоевания этого места недостаточно. Для Погониной и, пожалуй, еще Корбут – это игра ва-банк. Корбут свое право на ошибку уже исчерпала – этим идиотским звонком. Наташа подняла очко с пола, не побрезговала. Оказалось, мало. Надо побеждать еще.
Кому победы стали даваться легко, так это Морозевичу. Падают, как опята в лукошко. Вот уже четвертая упала. Только успевай рвать.
На самом деле, легкость видимая. К ней прилагается тяжелый труд, и везение, и желание перебороть так нелепо начавшийся турнир. Но с виду все выглядит очень легко.
Вот и в отчетной партии, несмотря на черный цвет, все три стадии победы – равенство, лучше, выиграно – были пройдены будто бы одним махом. Взгляните на позицию, изображенную на снимке. Ферзей нет, значит, мата опасаться белым вроде бы не приходится. И пешка лишняя. И соперник особо не нападает ни на что.
А ни одна белая фигура толком никуда не ходит!
Это 31-й ход. После 36-го белые сдадутся. Вот так.
Камбэк Дреева. Два поражения на старте – и ваш корреспондент поспешил записать Дреева в аутсайдеры. Но последовали две рядовые победы. Дреев вернулся на пятидесятипроцентный рубеж. Рубеж, с которого, собственно, начинается турнир. А что? Еще пять туров впереди. Первое место Алексей вряд ли успеет зацепить. А третье?
Наверное, ему выходной совсем некстати. Только разогнался человек...
С места, откуда было сделано фото, виден лишь краешек доски. Но это самый важный краешек. Дреев заносит руку. Бьет на g7. Встает и уходит. (Это был 40-й ход.)
Оставляя Яковенко один на один со своей бедой.
У Мити почти полчаса на то, чтобы успеть сделать свой 40-й ход. Но можно и не делать.
В этой партии все уже в прошлом.
Александр Сергеевич Никитин, многолетний тренер Яковенко, наблюдает совсем за другим поединком. Видимо, в Митиной партии ему уже все ясно.
Впрочем, в той партии, за которой следит Никитин, тоже все ясно. Грищук напал на коня. Отступать коню некуда. Сейчас он принесет себя в жертву на f4. Но с лишней фигурой Грищук особенно силен.
Он выиграет.
Надя Косинцева. Чудо как мила. Но, кажется, нервничает. С чего бы? Ведь ее партия уже позади.
Вот с чего. Надя, не отрываясь, смотрит, как реализует перевес в ладейном окончании ее младшая сестра Таня.
А сестре Тане только что поставили ловушку. Шах королю, и если он идет вперед, на е3, то черная ладья, в свою очередь, перескакивает на d7. Создавая угрозу мата, защититься от которого без потерь не получится.
Ловушка совсем простенькая. Надя волнуется напрасно. Конечно, сестра Таня уведет короля на е1. Там с ним ничего плохого не случится.
Не сразу, но придет победа. Полтора из двух возьмут сестры Косинцевы в этом туре. Они же команда.
Дреев в пресс-центре. Показывает свою партию.
Знаю, кое-кому его комментарии кажутся «не ах». В них действительно нет блеска. Их надо очень внимательно слушать. Не устраивать в пресс-центре балаган. Не ждать от выступающего некой остроумной фразы, в действительности означающей «полив» всех и вся: соперника, ходов, ну, и себя за компанию.
Дреев комментирует великолепно. Но его комментарий не диалогичен. Это монолог, точнее сказать – лекция. Забытый с советских времен жанр шахматного комментария. Лекцию не играют, как скетч на эстраде, ее читают. И Дреев действительно читает. Не ожидая, что его будут перебивать, задавать всякого рода вопросы, по содержанию ничем не отличающиеся от хрестоматийного «Который час?» и «Как пройти в библиотеку?» Вопросы лектору можно задавать только в одном случае: когда сам лектор говорит: «Я закончил. Какие будут вопросы?», и когда действительно есть что спросить.
Если лектор не закончил и если спросить по-настоящему нечего, рот лучше не открывать.
Где-то у Сосонко, помнится, была мысль, что позиционная игра, которую мы представляем себе как совокупность рассуждений, разговоров и, в сущности, общих слов, есть на самом деле отнюдь не общие слова, а лишь тончайшая вязь мелких и совсем мельчайших вариантов. И что в отличие от комбинационной игры, варианты в которой крупны, ярки и почти всегда на поверхности, в игре позиционной эти мелкие варианты уходят на глубину, эта вязь всегда или почти всегда остается под спудом.
То, что делает Дреев во время своего комментария, и означает уловление этой вязи. Объяснить, почему был сделан тот или иной ход в комбинационной игре, обычно не составляет труда. Объяснить, почему тот или иной ход был сделан в позиционной игре, много труднее. Это требует труда не только от лектора, но и от слушателя.
Не понимать этого, насмехаться над этим – значит, оставаться шахматным глухарем. Зрителем первого ряда мюзик-холла, реагирующим только на жертву ферзя, только на броскую шутку, только на хлесткое или даже соленое словцо.
Надо учиться слушать, и слушая, шевелить мозгами.
Если есть чем.
А это Александр Филипенко. Уж не знаю, как правильно: тренер, помощник, секундант? В общем, помогает Дрееву.
Филипенко все было нипочем. В душе его играла музыка и цвела сирень. Алексей выиграл две подряд, и ничто не могло омрачить этот праздник.
Я попросил его повернуться в мою сторону, чтобы снять анфас. Филипенко повернулся. Лицо его напряглось. Снимок не получился. Я сказал: «Спасибо». Филипенко повернулся к доске. Через секунду его лицо снова выражало полнейшую безмятежность.
Если возможно впасть в нирвану, сидя на подоконнике, то Филипенко, безусловно, был очень близок к этому состоянию.
А это Петр Свидлер. Стоит в пресс-центре, ожидает своей очереди выступить перед народом. Видит, как живо народ реагирует на комментарии Дреева.
Рядом со Свидлером – московские гроссмейстеры (и большие друзья по жизни), два Евгения: Наер и Воробьев. Похоже, они не в восторге от происходящего.
А Петр улыбается. Правда, когда я подошел поближе, оказалось, что это не улыбка, а гримаса. Потому что Петр неожиданно произнес:
– А можно я пойду домой?
Вряд ли это была просьба, и тем более вряд ли, что эта просьба была обращена ко мне. Так, вопрос в пространство. Отвечать на который выпало мне. А что я мог сказать?
Я вдохнул побольше воздуха и на выдохе сказал примерно следующее:
– Да, Петр, безусловно, можете. Никто не остановит вас. Единственный человек, который мог бы это сделать, не так давно умер. Конечно, если хотите – идите.
В конце концов, Петр остался. И вышел к доске в свой черед.
Пока Петр комментировал, на него во все глаза смотрела девушка. Красивая своеобразной русской красотой. Я поневоле засмотрелся. Никто никому не мешал. Девушка смотрела на Свидлера, я – на девушку. Сделал несколько снимков. Вот один из них.
Комментарий закончился. Девушка поманила меня пальчиком. Я подумал, что она не расслышала какой-то вариант и теперь желает ликвидировать этот пробел. Конечно, я смогу ей помочь. Все Петины варианты я запомнил очень хорошо.
Подошел.
– Тебе не кажется, что Петр похудел? – спросила девушка.
Ей было интересно мое мнение.
Девушку зовут Юлия Громова. Как и Петр, она из Санкт-Петербурга. Закрывая тему, скажу: международный мастер.
Окончание центральной партии тура. Томашевский сдался.
Грищук тоже придет в пресс-центр. И первым делом затребует к себе Первакова. Зачем? В эндшпиле, что получился в партии, все время возникали... нет, не этюдные мотивы, но намеки на нестандартное, встречающееся чаще в этюде, нежели в практической игре, соотношение сил. Грищук не хотел говорить на людях, не посоветовавшись прежде со специалистом.
Вызвонили Первакова. Тот пришел и легко вынес вердикт по всем трем пунктам. Эндшпиль: два коня и пешка против коня и пешки? Легкий выигрыш. Эндшпиль: два коня против пешки h5? Легкий выигрыш. Эндшпиль: два коня против пешки f4? Легкий выигрыш.
– Как легкий выигрыш, – взвился Грищук, услыхав третий ответ. – А я думал, «линия Троицкого» проходит через поле f5...
– Это если король слабейшей стороны успевает на поле h1. А если нет – легкий выигрыш, – махнул рукой Перваков.
Махнул как Гагарин. Типа, нечего смотреть, «поехали!»
И все поехали. В смысле, разошлись.
До следующего тура.
|